Генеральный директор, «Лаборатория Касперского».

По едва ли не единодушному мнению всех аналитиков, рынок средств защиты информации будет одним из наиболее бурно развивающихся сегментов ИТ. И это одно из немногих направлений, где российские программисткие компании могут реально претендовать на ведущие роли. Так, продукты «Лаборатории Касперского» регулярно получают высокие оценки в самых различных тестах антивирусных средств защиты. Конечно, одного антивирусного программного обеспечения недостаточно для комплексной защиты информации и завоевания ведущих позиций на этом рынке. В «Лаборатории Касперского» прекрасно это понимают, и в ближайшее время компания собирается выпустить ряд совершенно новых для нее продуктов. На вопросы о стратегии компании и политике на российском рынке нам любезно согласилась ответить Наталья Касперская, генеральный директор «Лаборатории Касперского».

Журнал сетевых решений/LAN: «Лаборатория Касперского» собирается в течение ближайших пяти лет стать ведущим поставщиком антивирусного программного обеспечения. Какова стратегия развития компании?

Наталья Касперская: Более точно, мы намереваемся стать ведущим поставщиком технологических решений, тем, кто определяет концепцию развития средств защиты. У «Лаборатории Касперского» очень сильные преимущества в технологии обнаружения и удаления вирусов. В настоящее время компания является одним из ведущих поставщиков антивирусных средств защиты. Мы стабильно входим в пятерку лучших по результатам тестов на обнаружение вирусов и, как правило, побеждаем в тестах между вендорами и по другим показателям. Компания производит качественный продукт. И это дает нам возможность развивать бизнес не только у нас в стране, но и за рубежом.

Одна из основных составляющих нашего успеха — гибкий подход к различным целевым группам. Мы ориентируем продукт не на конкретную операционную систему и не просто для защиты от вирусов, а адаптируем для специфической аудитории. Так, целая серия антивирусных продуктов создана в расчете на тех частных пользователей, кто не может позволить себе большие расходы. Пример тому — «Киберстраж», который можно приобрести в сети супермаркетов «Рамстор». Работать с этой программой не составит труда даже начинающему пользователю. Она очень проста в установке и эксплуатации и, вместе с тем, оказывает основную услугу пользователю — эффективно находит и удаляет вирусы. И, плюс к этому, дешево стоит.

На другом полюсе — продукт для корпоративных клиентов, включающий решения по анализу сетей, предложения по последующему внедрению, собственно внедрение продукта и дальнейшую поддержку. Это скорее не продукт, а сервис, причем сервисная поддержка рассчитана на один, два или три года — в зависимости от контракта. Между этими полюсами находится ряд других продуктов: например, «Антивирус Касперского Personal», «Антивирус Касперского Personal Pro» и «Антивирус Касперского Business Optimal». Последний ориентирован на средние и мелкие компании, причем они могут самостоятельно выбрать для себя необходимый набор функциональных модулей для защиты существующих сетевых узлов. Подобный гибкий подход позволяет предложить клиенту именно то, что ему нужно, и одновременно сэкономить ресурсы, поскольку с корпоративными клиентами мы работаем на условиях продолжительного финансирования. Если заказчика что-то не устраивает, то мы адаптируем наш продукт в соответствии с его требованиями. Словом, наша стратегия — дифференцированный подход к клиентской аудитории и учет требований каждого отдельного заказчика.

LAN: Нередко случается так, что компании предлагают лучшие технические решения, чем их конкуренты, а успех на рынке выпадает на долю других. В чем будет измеряться успех в таком случае?

Касперская: Да, сильные технологии — наше основное конкурентное преимущество, но, как я уже говорила при ответе на первый вопрос, мы подстраиваем наши предложения под требования клиента. Даже если какой-то из наших продуктов не очень удачен, то на другом целевом сегменте обязательно будет успех. К примеру, на «Антивирус Касперского Business Optimal» сейчас очень высокий спрос. А ведь полтора года назад наблюдалось его некоторое неприятие со стороны партнеров. Что касается неудачи на рынке — от этого никто не застрахован, и часто по не зависящим от компании причинам. Сегодня мы создаем условия, при которых такая вероятность была бы минимальна: учитываем требования заказчиков, совершенствуем качество продуктов: например, работаем над созданием системы качества внутри компании. К сожалению, мы не обладаем избытком ресурсов по сравнению с конкурентами и не можем соперничать, скажем, с американской компанией Symantec по объему финансовых средств, поэтому приходится использовать такие конкурентные преимущества, как качество, предоставление дополнительных услуг и т. п.

LAN: Выход на ведущие международные позиции требует активизации работы на мировом рынке. Как в этой связи будут распределяться усилия компании между российским и зарубежным рынком? Не пострадают ли интересы отечественного клиента?

Касперская: Интересы российских клиентов ни в коем случае не пострадают. Первое, что мы сделали, — создали департамент для работы исключительно с российским рынком. В нем сейчас работают очень квалифицированные специалисты, особенно в корпоративном сегменте. В начале прошлого года для работы с отечественным рынком создан отдел консалтинга. Он активно развивается, и в этом году мы планируем удвоить его численность. И технические специалисты, и менеджеры по рекламе — высокопрофессиональные сотрудники. Что же касается ресурсов, то, конечно же, российский рынок — это наш плацдарм, который приносит основной доход. С ним мы связываем свои надежды. Быть может, чуть меньше средств будет вкладываться в рекламу здесь, а чуть больше — на Западе, но интересы российских клиентов затронуты не будут.

LAN: Насколько хорошо в российских компаниях понимают необходимость защиты информации?

Касперская: Скорее не понимают, чем понимают. Например, проведенное компанией Ernst&Young в середине прошлого года исследование показало, что только около 70% компаний используют антивирусы, а остальные средства защиты еще менее распространены. На втором месте по степени популярности — межсетевые экраны, — их применяет менее 50% компаний, а это значит, что более половины организаций вообще не защищены. Причем данное исследование проведено среди зарубежных компаний, работающих в России, и крупнейших российских компаний, где, вообще говоря, к вопросам защиты относятся более серьезно. Выяснились поразительные вещи: компании мало внимания уделяют безопасности, и в этом смысле рынок еще недооценен и находится в зачаточном состоянии. Но, вместе с тем, после событий 11 сентября и в связи с массированными вирусными эпидемиями, происходившими в течение последних двух лет, обозначилась тенденция к его развитию. Все больше становится тех, кто задумывается не просто о закрытии тех или иных дыр либо покупке антивирусного программного обеспечения, а о построении комплексных решений. Наша компания быстро реагирует на подобные изменения. В середине марта компания выпустит новый межсетевой экран — персональный и распределенный, он выйдет и как отдельный продукт, и как совместное решение с антивирусным программным обеспечением. Чуть позже представим продукт для контентной фильтрации сетевого трафика. В дальнейшем все эти технологии будут интегрированы в комплексное решение — пакет корпоративного уровня.

LAN: С учетом того, что заказчики на российском рынке отдают предпочтение антивирусным средствам защиты — есть ли смысл развивать и комплексные решения?

Касперская: Несомненно. Заказчики нуждаются не только в антивирусных средствах — так почему бы не учесть их пожелания? Кроме того, скорость роста мирового рынка антивирусного программного обеспечения замедляется. И хотя российский антивирусный рынок пока растет, мы должны учитывать перспективу. Обладая ограниченными средствами, очень трудно рассчитывать на успех, имея в арсенале только антивирусное программное обеспечение. Наличие дополнительных продуктов даст нам конкурентное преимущество. К тому же компания планирует и совсем иные разработки, скажем так, «перпендикулярные» тому, что мы делаем сейчас, но тоже в области безопасности.

LAN: Компания McAfee заявляет, что ее сайт входит в число 50 крупнейших мировых сайтов. Каково значение такого ресурса для компании, производящей антивирусное программное обеспечение? Ведь это основное средство распространения обновлений. Каким образом гарантируется его защита?

Касперская: Наш сайт по количеству посещений входит в десятку лучших российских сайтов и конкурирует с крупнейшими порталами. Что же касается атак, то они идут постоянно, и несколько раз в день предпринимаются направленные попытки серьезного взлома нашего сайта. Но до сих пор не было ни одной, увенчавшейся успехом. Безусловно, мы предпринимаем надлежащие меры защиты, а недавно перевели сайт с Windows NT на UNIX. Разработан целый комплекс мер по его охране. Этим у нас занимается специальное подразделение.

LAN: Даже с учетом того, что обновления выпускаются через 24 ч после обнаружения нового вируса, у вирусов есть гандикап, не считая того, что они могут распространяться незамеченными в течение длительного промежутка времени. Насколько надежна сейчас антивирусная защита против неизвестных вирусов?

Касперская: Для разных вирусов по-разному. В последнее время очень распространены Internet-«черви». Я получаю десятки сообщений в день о том, что посланное мне письмо содержало вирус, идет настоящая эпидемия. В этом смысле пользователи, конечно, не защищены. Опасность «червей» — в их разнообразии. Мы, конечно, защищаем от всех существующих видов «червей», а кроме того, применяем специальные эвристические методы, продукты проверки сценариев, с разными опциями для пользователя и системного администратора, позволяющими не «лечить», а удалять либо блокировать.

В последнем интегральном решении предусмотрена новая функция эвристического анализа специально для Internet-«червей», написанных на Visual Basic (на этом языке создано приблизительно 70% всех Internet-«червей»). Наш механизм уникален, в других антивирусных продуктах вы не найдете ничего подобного. Благодаря ему обнаруживается 60% неизвестных Internet-«червей». Вместе с тем, еще много предстоит сделать: ведь для каждого типа вирусов приходится создавать специальные алгоритмы защиты.

LAN: Насколько актуальна проблема нелицензионного использования ПО и как складывается ситуация в последнее время?

Касперская: Наша компания занимается сервисным обслуживанием клиентов: нельзя купить антивирус без подписки, за исключением совсем дешевых версий. Что касается нелицензионного копирования — многие корпоративные клиенты покупают ПО на «Горбушке», а потом приходят к нам, понимая, что нужно каким-то образом защищаться. Поэтому проблема пиратства — не наша проблема. Сервис на «Горбушке» не купишь. А антивирус без сервиса — не антивирус.

LAN: Какие услуги предлагаются корпоративным клиентам?

Касперская: Для крупных клиентов мы проводим анализ их сети с определением возможных точек взлома — ее слабых мест, и по результатам составляем отчет с рекомендациями по установке нашего программного обеспечения для закрытия части этих точек. Из такого отчета клиенту становятся понятны слабые места его сети, а дальше он может обратиться к системному интегратору, который предложит уже более полные решения. Мы выполняем совместные проекты с системными интеграторами. В частности, сотрудничаем с компанией ЛАНИТ, сейчас готовится проект с «АйТи», в этом случае системный интегратор предлагает комплексные решения, где применяются и наши продукты. Самостоятельно мы проводим мероприятия по следующей схеме: анализ, отчет, внедрение, мониторинг. Мониторинг включает регулярные обновления, решение проблем клиента с выездом на место, поставку новых версий, обновление системы в случае переконфигурации сети.

LAN: В «Лаборатории Касперского» разработаны различные обучающие курсы. Что они собой представляют?

Касперская: Мы предлагаем два курса. Один по общей безопасности, где можно узнать, что такое вирусы, каковы их типы, последствия их деятельности. Другой курс предлагает обучение нашим продуктам. Продуктов становится много, в них все сложнее разобраться, особенно корпоративным клиентам, поэтому и были задуманы такие курсы. Своих партнеров обучаем в индивидуальном порядке, на бесплатной основе.

Первый курс ознакомительный, он ориентирован на конечных пользователей, работающих в рамках корпоративной сети. А второй включает технические подробности, читается в течение нескольких дней и предназначен для системных администраторов, профессионалов, которые, собственно, и занимаются установкой и дальнейшей поддержкой системной защиты.

LAN: В последнее время появлялись объявления о различных совместных проектах, в частности с U.S. Robotics, Microsoft и Ernst&Young. Каковы общие принципы отбора партнеров и политика взаимоотношения с другими вендорами?

Касперская: Мы стараемся ориентироваться на известные имена, как зарубежные, так и российские (из российских партнеров я могу назвать, например, ABBYY). Нашим партнером может быть компания с прочной репутацией, не имеющая решений по безопасности или готовая с нами интегрироваться. Например, в совместном проекте с Ernst&Young данная компания выступает в роли консультанта для клиентов, она предоставляет более широкие услуги по сравнению с нашими, предлагая развернутый отчет по всем уязвимым точкам, указания о существующих возможностях укрепления защиты, рекомендации по подбору ПО. В заключение после прохождения всех процедур безопасности выдаются соответствующие сертификаты. «Лаборатория Касперского» в этом альянсе выступает в роли вендора. Наши компании совершенно разные, мы не конкурируем и вместе можем оказывать более широкий спектр услуг. Конечно, кроме известности важным фактором при выборе партнера становится качество предоставляемых им услуг или продуктов. Партнеров с плохой репутацией мы не можем себе позволить.

LAN: Расскажите об основных программах и каналах распространения.

Касперская: Каналы распространения зависят от типов продуктов. Продукты для конечных пользователей реализуются через розничные сети. Что же касается продуктов уровня среднего и малого бизнеса, то они распространяются через партнеров, которые помимо продаж занимаются еще и обслуживанием (это около 200 компаний в разных регионах России). Эти компании способны оказывать услуги и адекватную поддержку, они проходят у нас сертификацию и могут осуществить внедрение. Точно так же реализуются и корпоративные продукты, которые мы продаем напрямую только в случае очень крупных контрактов, например с ЦБ России, МПС и др.

Для домашних пользователей задействуются в том числе Internet и OEM-каналы. В настоящее время действуют восемь специальных маркетинговых программ, они охватывают различные направления. В соответствии с одной из таких программ, если покупатель переходит с другого антивируса на «Антивирус Касперского», он получает скидку. Имеется совместная программа с Microsoft: при покупке определенного пакета лицензий этой компании заказчик бесплатно получает «Антивирус Касперского» для защиты того, что он приобрел. Стоит сказать об образовательных программах: мы предоставляем серьезные скидки для школ, училищ, ВУЗов.

LAN: Насколько перспективным занятием оказалась электронная коммерция?

Касперская: Мы начали с нуля, в июне. Я не верила в это направление, полагая, что в России через Internet уж точно ничего нельзя продавать. Однако, как ни странно, продажи идут неплохо. Поэтому мы продумываем дальнейшие планы, совместные программы с некоторыми провайдерами. Направление перспективное. И что интересно, покупают не только домашние пользователи, но и корпоративные клиенты. Но если сравнивать с другими каналами сбыта, доля электронной коммерции в общем обороте компании пока что незначительна.

LAN: Какое место занимает продукция для корпоративных клиентов в общем обороте компании?

Касперская: Около 30%. Но основной сегмент, на котором мы концентрируем внимание, — это средний и малый бизнес. В течение двух последних лет мы ведем работу с пользователями крупных предприятий, сделали для них выделенный продукт, разобрались с требованиями для корпоративного рынка (как оказалось, они существенно отличаются от соответствующих требований для мелкого и среднего звена). Нельзя сказать, что мы полностью освоились на этом рынке, еще предстоит решить немало задач, но мы намерены и дальше двигаться по этому пути. Со временем доля корпоративных решений будет увеличиваться.

LAN: Каковы основные требования корпоративного рынка?

Касперская: В основном они касаются уровня сервиса и соответствия системным требованиям, в том числе совместимости и производительности.

LAN: Насколько для вашей компании интересен рынок бывших союзных республик?

Касперская: Мы работаем на всех рынках. Практически во всех странах СНГ — Украине, Белоруссии, Молдавии, а также в Прибалтике и других странах. На Украине и в Прибалтике продажи наиболее высокие.

LAN: Расскажите о команде разработчиков.

Касперская: Разработкой продуктов и технологий в нашей компании сейчас занимаются около 60 человек. Значительная часть из них работает над созданием внешнего вида продуктов. Сейчас мы выпускаем около 16 различных вариантов антивирусов для различных ОС, а также кросс-системный центр управления. Разработки антивирусного ПО ведутся параллельно для различных ОС: UNIX, Windows, Linux. Отдельно готовятся продукты для Novell NetWare, и отдельно — для почтовых приложений. Одно подразделение занимается антивирусами для карманных компьютеров. Кроме того, специальное подразделение разрабатывает технологии централизованного управления всеми продуктами. «Сердцем» нашего технического подразделения является антивирусная лаборатория — здесь анализируются новые вирусы и разрабатывается противоядие против них.

LAN: Какие корпоративные продукты предлагает «Лаборатория Касперского»?

Касперская: Все корпоративные продукты объединены в один — Kaspersky Corporate Suite, состоящий из множества модулей. Корпоративный клиент может выбирать, под управлением каких ОС он его установит. Мы предлагаем защиту для файловых и почтовых серверов, а также рабочих станций, функционирующих под управлением различных операционных систем. Системный администратор из единого центра способен управлять установкой и обновлением. Клиент либо сам устанавливает продукт, либо это делаем мы, либо наш партнер по специальному заказу. Обычно не очень крупные компании, с более простой конфигурацией сети, самостоятельно справляются с этим. Для крупных организаций, со специфическим аппаратным и программным обеспечением, мы проводим собственную полномасштабную установку.

LAN: Какие стандартные лицензионные программы предлагаются для корпоративных клиентов?

Касперская: Лицензионное соглашение на Kaspersky Corporate Suite заключается на определенное количество узлов, а администратор сам решает, на какие компьютеры его устанавливать, — это могут быть как серверы, так и рабочие станции. Возможны уступки некоторым заказчикам, обычно с государственным финансированием. Иногда мы предлагаем продукт «вразбивку» по количеству рабочих станций, почтовых систем или серверов.

LAN: Кто является заказчиками компании.

Касперская: Наиболее интересные заказы подкреплены хорошим финансированием. Как правило, это коммерческие структуры и нефтегазовая отрасль. Мы несколько пересмотрели наше отношение к заказчикам и сейчас предлагаем не просто продукт в коробке, а услуги, в том числе аутсорсинг. Несмотря на то что в штате клиента обычно предусмотрено пять-шесть системных администраторов, мы рекомендуем выделять отдельную штатную единицу — системного администратора по антивирусной защите. Кроме того, мы предлагаем услуги аутсорсинга, дабы помочь сделать грамотные настройки. И три-четыре раза в месяц из консультационного отдела выезжают специалисты, которые проверяют, насколько уровень защищенности сети соответствует эталону. Аутсорсинг производится собственными силами, занимается этим отдел консалтинга.

LAN: Как осуществляется техническая поддержка заказчика?

Касперская: Для оказания технической поддержки существуют два основных способа связи: телефонная линия и электронная почта. Эти каналы работают круглосуточно на русском и английском языках. Когда корпоративный заказчик обращается за помощью, мы учитываем уровень важности, который подразумевает не ранг заказчика или его приоритет, а критичность проблемы и оперативность ее решения.

Заказчики часто задают такой вопрос — а что делать, если служба поддержки помочь не в состоянии? Мы имеем дело с программным обеспечением, так что не все может работать гладко, на этот случай мы и выпускаем обновления. При поступлении запроса, он формализуется и принимается к сведению. Проблема решается либо оперативно, либо учитывается в новой версии. Бывает и так, что наше программное обеспечение принципиально не может работать с какими-то установленными системами. В этом случае мы рекомендуем брать продукт на опытную эксплуатацию. На определенное время предоставляется демонстрационная версия и проверяется, насколько корректно она работает в системе заказчика. Иногда для решения каких-то конкретных задач в сети корпоративных заказчиков нам приходится писать специальные модули.

LAN: При заключении договора с корпоративными заказчиками помимо гарантий технической поддержки какие еще обязательства берет на себя ваша компания?

Касперская: Строго говоря, стопроцентной защиты быть не может. Но, по сравнению с другими разработчиками, мы предоставляем заказчикам возможность ежедневного обновления антивирусной базы. Чем чаще это делается, тем меньше шансов очередному вирусу недельной давности проникнуть в сеть. Это одно из непременных условий защиты.

Иногда, если неожиданно появляется новый вирус, мы выпускаем внеочередное обновление в течение дня. Весь процесс — анализ вируса, производство «лечащего» модуля, его тестирование (на которое уходит 90% времени) — производится в оперативном режиме в течение 2-2,5 ч, а результаты работы наших вирусных экспертов собираются, тестируются и выпускаются в виде ежедневных плановых обновлений. За неделю обнаруживается до 300-500 вирусов, а один раз было 15000 за неделю. Соответственно, если обновления производятся раз в неделю, то вероятность заражения возрастает.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями