Средство для организации Internet-кафе.

Например, мне уже не раз приходила электронная почта от коллег, находящихся на отдыхе или в командировках, которую они отправили именно из Internet-кафе (естественно, через службы наподобии mail.ru). Из сказанного можно сделать вывод, что такая услуга вполне прижилась в туристско-гостиничном бизнесе.

Сама организация Internet-кафе, однако, не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Конечно, поставить компьютеры, объединить их в сеть и подключить к Internet достаточно просто. Но необходимо еще решить вопросы ограничения доступа к ресурсам компьютеров и сети, а также биллинга (особенно если речь идет о гостинице или бизнес-центре). Для этого требуются соответствующие программные средства.

ПРОСТОТА — ЗАЛОГ УСПЕХА

Наше внимание привлекла разработка турецкой (!) компании TinaSoft (http://www.tinasoft.com) EasyCafe. Это программное обеспечение состоит из клиентской и серверной частей. Клиентская часть выполняет несколько задач. Во-первых, загружаясь автоматически (инструкции по автозагрузке записываются в реестр), она выступает в роли единственного средства доступа к компьютеру. Переключиться из ее стартового экрана в другое приложение нельзя (и выгрузить его посредством Ctrl-Alt-Del) — пользователю надо будет ввести пароль, иначе работа окажется невозможна. (Это создает определенные неудобства, так как деинсталлировать программу при необходимости можно, только прибегая к некоторым ухищрениям.) Во-вторых, зайдя под паролем администратора, с консоли клиентской части можно задать ограничения на доступ к ресурсам компьютера, включая, в частности, сетевые и локальные диски, панель управления и приложения MS-DOS. Таким образом, программа защищает компьютер от не в меру пытливых (или, наоборот, недостаточно опытных) посетителей, точнее, от их действий, способных повлечь за собой необходимость переустановки всей системы. В-третьих, с помощью клиентской части EasyCafe можно сделать в кафе заказ — консоль этого приложения позволяет ставить галочки в меню и отправлять заказ кассиру.

Серверная часть выполняет несколько важных функций. Во-первых, если клиентская часть не получает отклика от серверной, то работа с компьютером невозможна. Это связано, в частности, с тем, что авторизация пользователей осуществляется именно сервером, там же создаются учетные записи пользователей. Поля учетной записи позволяют вводить самую разнообразную информацию о пользователях, что дает возможность определить категорию постоянных клиентов, а также делает удобным применение приложения в условиях гостиницы. В учетной записи хранится кредитная информация о клиенте — расценки, по которым он получает Internet, отпущенное ему время (если Internet предоставляется по предоплате, причем клиентская консоль также отображает оставшееся время). Таким образом, налицо достаточно развитые средства биллинга, позволяющие, например, сделать так, чтобы постоянные клиенты могли позже «досмотреть» свое время, а «случайные» — получить сдачу за «недосмотренное».

Все по полочкам. Серверная часть EasyCafe — весьма многофункциональное средство.

Серверная часть также принимает от клиентской заказы в «буфет», ее же можно использовать, если заказ должен быть принят в устной форме. Кассир (так условно называется пользователь серверной части в самом приложении) имеет возможность распечатать счета. Программой предусмотрена и пересменка кассиров с фиксированием того, кто какие заказы принимал. Одним словом, приложение в какой-то степени является еще и АРМ кассира в кафе.

Наконец, серверная часть EasyCafe представляет собой средство контроля за порядком. Программа отслеживает набор клиентом «неподходящих» ключевых слов (в файле фильтра по умолчанию содержится некий стандартный набор из области «только для взрослых»), а также позволяет удаленно отключать клиентский компьютер, если кассир углядел в действиях посетителя что-то недозволенное или нежелательное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единственный, на мой взгляд, существенный недостаток EasyCafe состоит в отсутствии поддержки русского языка. Но с технической точки зрения — это вполне законченный и весьма работоспособный продукт. За исключением локализации, общий подход, как мне кажется, вполне адекватен нашим условиям. Все-таки разработчики — турки, а они тоже не совсем европейцы...

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. С ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями