На пороге второго тысячелетия Россия — от простых граждан до целых отраслей экономики и регионов — по-прежнему живет преимущественно натуральным хозяйством. Переход на полное самообеспечение — мера во многом вынужденная ввиду отсутствия денег у большей части населения и предприятий на приобретение необходимых продуктов и услуг. Однако, даже когда деньги все же появляются, они идут на покупку садового участка, установку собственного дизель-генератора, создание корпоративной сети связи, т. е. на дальнейшее расширение возможностей существования в автономном режиме, независимо от каких-либо экономических и политических передряг.

Конечно, это намеренно утрированный взгляд на ситуацию. Тем не менее если все необходимые ему продукты ни одно предприятие производить не в состоянии, то вот за сторонними услугами они обращаются только в самом крайнем случае. Причины этого не только в стремлении сэкономить, например на техническом обслуживании, в надежде, что все будет работать и так, но и в складывавшемся годами — еще с советских времен — недоверии к сервису, как явлению (перефразируя известную фразу, «у нас сервиса нет»), а также в нежелении допускать кого-либо постороннего к своим внутренним системам.

Вместе с тем, жизнедеятельность самых разных предприятий вне зависимости от специализации и размера все в большей мере зависит от информационных технологий. Если у крупных предприятий есть возможности и средства для развития собственной инфраструктуры и ее последующего обслуживания, то у небольших предприятий для этого нет ни квалифицированных специалистов, ни средств. Все это создает потенциал для развития рынка услуг в области ИТ — от сервисного обслуживания до аренды всей информационной инфраструктуры. К тому же обращение к сторонним услугам позволяет компании сосредоточиться на своем основном виде деятельности.

В Internet, как в футболе, все считают себя специалистами. Однако, как и футбол, Internet — это не только зрелище, но и инфраструктура. Если свою страничку в Internet может без труда создать каждый, то организация корпоративного сайта требует уже приобретения оборудования, программного обеспечения, каналов и т. д. Отчасти вследствие реальной экономической необходимости, отчасти благодаря моде все больше компаний стремиться обеспечить свое присутствие в Сети. Поэтому, как и на Западе, услуга хостинга — а именно такую услугу предоставляют большинство ASP — может в ближайшей перспективе стать одной из наиболее востребованных услуг в сфере информационных технологий в России. Хотелось бы думать, что это послужит дополнительным стимулом к развитию рынка информационных услуг вообще.

Несмотря на неразвитость данного рынка в России, иногда предложение услуг опережает спрос. С одной стороны, это может способствовать формированию спроса, с другой — такое предложение может остаться втуне, так как оно окажется невостребованно пользователями. Однако, как в случае поддержки WAP и GPRS мобильными операторами, — это, скорее, редкое исключение, нежели правило. Остается только надеяться, что в следующем веке нам придется иметь дело не с проблемой отсутствия услуг, а с проблемой их избытка.

Дмитрий Ганьжа