Скорость DSL — это благо, но трудности реализации способны вывести из себя любого. В этой статье мы рассмотрим связанные с этим основные проблемы.

Одно из главных достижений в области компьютерных и сетевых технологий — это появление услуг высокоскоростного доступа в Internet. Широкополосный доступ в Internet в ближайшие год-два ждет настоящий бум ввиду огромного неудовлетворенного спроса на скорости доступа быстрее 56 Кбит/с и вследствие внедрения провайдерами необходимого для реализации этой услуги высокоскоростного оборудования.

Имеющая многочисленные разновидности технология цифровой абонентской линии (Digital Subscriber Line, DSL) предлагает самые многообещающие возможности для предоставления разнообразных услуг доставки данных как на корпоративном, так и на потребительском уровне, включая скоростной доступ в Internet, голос поверх DSL (Voice over DSL, VoDSL) и цифровое телевещание (подробности см. в Таблице «Имеющиеся разновидности услуг DSL»).

Однако получение и использование этой услуги может вызвать одни разочарования. Среди проблем — ограниченная доступность, трудности предоставления и плохая сервисная и техническая поддержка. Вам следует об этом помнить: при приобретении услуг DSL знание потенциальных проблем поможет избежать ненужных неприятностей.

В настоящее время в США услуги DSL предоставляются в крупнейших мегаполисах, таких, как Атланта, Вашингтон и Майами, а также в городах меньшего размера, где находятся университеты или центры развития высоких технологий. Узнать, в каких регионах предоставляются услуги DSL, можно на узле Web местной телефонной компании.

Однако на картах доступности указываются области, где услуга может предоставляться «потенциально». В действительности, вследствие влияния других факторов предоставление асимметричной DSL (Asymmetric DSL, ADSL) может оказаться невозможным. Чтобы разобраться в этих ограничениях, полезно понять, как осуществляется предоставление DSL.

ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ, НО НЕЛЬЗЯ

Даже если услуги DSL оказываются в данном районе, их предоставление может стать невозможным из-за состояния линий (см. врезку «Проблемы реализации DSL»). Основные причины их непригодности следующие: во-первых, протяженность телефонной линии от АТС до помещения превышает 5,5 км; во-вторых, телефонная линия имеет удлинительные (пупиновские) катушки или избыточное число отводов; в-третьих, на некотором участке телефонная линия проходит по оптическому кабелю.

Первое ограничение касается протяженности медного телефонного кабеля. Если его длина превышает 5,5 км, то предоставление услуг DSL практически исключено. На расстояниях свыше 5,5 км отношение сигнал-шум становится слишком мало, а затухание сигнала — слишком велико, чтобы трафик ADSL можно было передавать на высокой скорости с приемлемым уровнем ошибок.

Помните, что общая протяженность составляющих соединение медных линий обычно превышает расстояние по прямой от помещения заказчика до телефонной станции, так что даже если ваш офис или дом находится в радиусе 5,5 км от АТС, получение услуг DSL может тем не менее оказаться невозможным.

Второе препятствие — наличие удлинительных катушек и мостовых отводов. Операторы местной телефонной связи (Local Exchange Carrier, LEC) используют катушки и отводы для оказания телефонных услуг в тех районах, где иначе их предоставление потребовало бы установки дополнительного оборудования или прокладки дополнительных медных линий. В каждом из этих случаев линия оказывается непригодной для поддержки ADSL.

Удлинительная катушка — это индукционное устройство для сдвига частот, на которых голос обычно передается от абонента к станции. Они позволяют компенсировать избыточную емкость кабеля, каковая может иметь место в медных линиях, особенно если их протяженность превышает 5,5 км. К сожалению, голосовой трафик смещается при этом в диапазон частот, обычно используемый для трафика DSL, что приводит к наложению сигналов.

Мостовой отвод — это ответвление от прямого соединения между помещением заказчика и телефонной станцией. С помощью отводов LEC могут предоставлять абонентские линии без повторной прокладки кабеля на всем его протяжении от абонента до АТС. Короткий отвод или два не сказываются на способности линии передавать трафик DSL, но при увеличении числа отводов вносимые ими эхо и дополнительные шумы могут сделать предоставление DSL невозможным.

Крупнейшие LEC демонтируют эти устройства, но ввиду того, что их установлено огромное число, и вследствие множества задач, которыми операторам приходится заниматься (реализация DSL, предоставление услуг дальней связи, организация цифрового телевещания и т. д.), абоненту придется, возможно, очень долго ждать, прежде чем он получит чистую линию.

Третье ограничение — оптический кабель. Хотя DSL и цифровая услуга, она оказывается по аналоговым линиям (т. е. меди). Поэтому сигнал не может передаваться по среде передачи, где используется цифровая передача, как в оптическом кабеле.

Обычно волоконная оптика предоставляется в рамках Digital Loop Carrier (DLC) или Subscriber Loop Carrier (SLC, по сути, нестандартная форма DLC). Многие современные бизнес-центры и прилегающие территории обслуживаются по DLC, для них услуги DSL оказываются недоступны.

Чтобы обойти данное ограничение, телефонные компании тестируют и внедряют так называемые мини-мультиплексоры удаленного доступа (mini-Remote Access Multiplexer, мини-RAM) для организации доступа по DSL для тех, кто подключен по DLC. Мини-RAM помещаются в тот же самый удаленный шкаф, что и DLC, и способны поддерживать до восьми линий DSL.

Кроме того, применение мини-RAM в принципе позволяет преодолеть ограничение на расстояние в 5,5 км, поскольку протяженность медной линии измеряется не до телефонной станции, а до мини-RAM. Однако телекоммуникационным операторам вначале необходимо сгладить все шероховатости предоставления услуг с помощью этих устройств, к тому же на момент публикации статьи никто из них не сообщал, когда и где они собираются устанавливать мини-RAM.

Помимо технических препятствий само выяснение факта пригодности линии для получения услуг DSL может оказаться серьезной проблемой. Только операторы могут знать, почему линия непригодна для предоставления DSL, но они не занимаются тестированием линий для выявления причин. Более того, они не предоставляют эту информацию даже провайдерам Internet, оказывающим услуги DSL, и не предусматривают никакой стандартной процедуры запроса со стороны заказчика о состоянии интересующей того линии. Как правило, единственный способ получить такую информацию — это поговорить с инженерами из технического отдела оператора, но они и без того загружены другими делами и не имеют достаточно времени на проведение таких исследований.

ХЛОПОТЫ НА СВОЮ ГОЛОВУ

После того как вам удастся выяснить пригодность линии для поддержки услуг DSL, следующая, не менее трудная, задача состоит в их получении. Телефонные компании предоставляют телефонные услуги, причем исключительно телефонные услуги, так давно, что они закостенели в своей повседневной рутине. Общение с ними по поводу предоставления новой услуги может оказаться испытанием не для слабонервных.

Одно из главных препятствий состоит в том, что практически все услуги DSL предоставляются двумя компаниями, а не одной. Ввиду того, что традиционные операторы местной связи (Incumbent LEC, ILEC) по-прежнему считаются регулируемыми монополиями, им не разрешается предоставлять услуги доступа в Internet наряду с услугами передачи данных по своим телефонным сетям.

В результате контракт на получение услуг DSL заключается с третьей компанией, обычно это провайдер услуг Internet, у которого есть договор с оператором на реализацию DSL на физическом уровне. Такое разделение способно породить немалую путаницу, так как и ILEC, и провайдер Internet могут входить в одну и ту же холдинговую компанию. Например, BellSouth Telecommunications и BellSouth.net принадлежат BellSouth Corp.

На альтернативных операторов (Competitive LEC, CLEC) данные ограничения не распространяются, так как они не являются регулируемыми монополиями, но, к сожалению, лишь немногие из них в настоящее время предлагают услуги DSL. Несколько ILEC (в том числе BellSouth и BellAtlantic) обратились с просьбой о снятии с них статуса регулируемых монополий, но пока им не удалось этого добиться.

После заказа услуги провайдер Internet обращается к LEC за предоставлением линии. Предоставление может занять от шести до восьми недель вследствие бумажной волокиты и неотлаженных связей.

Часто эта задержка вызвана недостатками системы квалификации линий. Пригодность медных линий для DSL указывается в квалификационной базе данных об абонентских линиях (Loop Qualification Database, LQD). Линии в ней индексируются по телефонному номеру, а сама база ведется оператором, а не провайдером Internet. Оператор обновляет базу данных каждый месяц. Провайдер Internet может запросить для предоставления услуг DSL только линию, находящуюся в LQD. Таким образом, при изменении телефонного номера или при отсутствии телефонной линии в списке одно только ожидание появления информации о ней в базе данных может занять 30 дней, но даже наличие информации не гарантирует действительную пригодность линии.

Интересный побочный эффект этой процедуры состоит в том, что услугу может оказаться трудно получить по неиспользуемой медной паре (хотя с технической точки зрения это тривиально), потому что она не имеет связанного с ней телефонного номера.

После того как линия получена, провайдер Internet высылает монтажников для установки разделителя DSL и настройки компьютера или, в случае «безразделительной» инсталляции, он просто передает необходимое оборудование и проходные фильтры вместе с инструкциями по их использованию.

Такая процедура может представлять определенные неудобства. Монтажники могут не приехать вовремя вследствие недопонимания или задержки на предыдущем объекте. Иногда провайдер уведомляет заказчика о переносе монтажа уже постфактум. Кроме того, LEC может своевременно не предоставить линию. В этом случае провайдер ничего не может сделать для заказчика, пока LEC не выделит линию.

Даже если монтажники все сделают вовремя, с достаточно большой степенью вероятности они могут не иметь необходимого опыта для такого рода работы. Установка DSL требует знания как сетевых технологий, так и телефонии, а спрос на монтажников значительно превосходит число опытных и знающих специалистов.

Как следствие, провайдеры и операторы стремятся обучить монтажников в сжатые сроки, из-за чего те оказываются недостаточно хорошо подготовлены к работе. Еще более усугубляет проблему то, что LEC и провайдеры могут предоставлять туманную или противоречивую информацию о политике компании и т. п. Как следствие, даже компетентные монтажники могут давать неверную или устаревшую информацию об услуге.

Другая проблема в том, что обычно инсталляции поддерживают только Windows 95/98/NT и MacOS. Если пользователю необходима Linux или другая ОС, то в этом случае провайдер может даже не предоставлять соединения. Услуга совместима с Linux и любой другой ОС, если та поддерживает согласование DHCP, но если сервисы предоставляются посредством отличных от DHCP протоколов, таких, как протокол прямого соединения поверх Ethernet (Point-to-Point Protocol over Ethernet, PPPoE) или поверх ATM (Point-to-Point Protocol over ATM, PPPoA), то найти соответствующие драйверы и протоколы может оказаться непросто, если вообще возможно.

Каждая из перечисленных проблем неприятна сама по себе, но их комбинация может отбить всякую охоту использовать DSL. В некоторых случаях эти проблемы ведут к задержке в получении услуги продолжительностью в полгода (если у заказчика достанет терпения ждать столько времени). Кроме того, поскольку LEC ведет дела с провайдером Internet, а не с заказчиком, последний часто не имеет никакой возможности узнать о состоянии дел или получить объяснения о причинах отсрочки.

ПОЧТИ ВСЕГДА ГОТОВ

Одним из рекламируемых преимуществ DSL над услугами передачи данных по сетям КТВ является надежность. LEC имеют заслуженную репутацию за стабильность телефонных услуг. С другой стороны, операторы КТВ не могут похвастаться такой же степенью надежности. К сожалению, LEC и провайдеры DSL не обеспечивают тот же уровень избыточности, что и для телефонных услуг.

В случае отказа DSLAM или магистрального коммутатора ATM (каковы бы ни были его причины) их замена может затянуться на несколько дней. Кроме того, LEC могут по недосмотру перекоммутировать или отключить активную линию. Такую ошибку очень трудно исправить, так как для подключения линии заново заказчику придется действовать через провайдера. Все это звучит не очень убедительно для системы, рекламируемой как «всегда готовая».

Временные сбои сервера также могут привести к потере соединения. Предоставляющие информацию о соединении серверы DHCP являются наиболее подверженными ошибкам элементами системы, так что их может потребоваться перезапускать достаточно часто. Там, где используется согласование PPPoE, предоставляемые программные клиенты могут оказаться ненадежны и содержать множество ошибок.

Активный мониторинг сетевых систем также часто оказывается не на должном уровне. Оставление критических систем по выходным или в нерабочие часы без присмотра — решение далеко не оптимальное, так как при возникновении проблем в выходные или праздники они не будут решены до следующего рабочего дня. Серьезные отказы часто обнаруживаются только при поступлении потока жалоб от клиентов, тогда как, по идее, они должны выявляться и своевременно ликвидироваться средствами провайдера.

Техническая поддержка часто оставляет желать лучшего. Во-первых, даже дозвониться до контактного лица порой оказывается непросто. Время ожидания меняется от провайдера к провайдеру, но сроки ожидания в полчаса-час не являются чем-то необычным. Во-вторых, многие провайдеры заключают контракты на оказание технической поддержки с независимыми операторскими центрами, а те могут находиться совсем в другом месте, и их сотрудники могут иметь слабое представление о реально предоставляемой услуге.

Например, BellSouth.net оказывает техническую поддержку с помощью лас-вегасской компании ClientLogic. Очевидно — так как BellSouth обслуживает юго-восток Соединенных Штатов, — что ни один сотрудник службы технической поддержки в ClientLogic не имеет опыта практической работы на месте с услугами DSL, поддержку которых они осуществляют. (Справедливости ради, надо сказать, что недавно BellSouth открыла второй независимый операторский центр в Оукридже, где многие сотрудники имеют персональные линии DSL.)

Кроме того, не будучи сетевыми инженерами, сотрудники службы технической поддержки не имеют возможности и знаний для проверки соединения в целях выявления точки возникновения проблемы.

Наконец, провайдеры и операторы часто забывают своевременно предоставлять информацию операторским центрам. К примеру, сотрудник центра и клиент могут потратить битых полчаса на переустановку программного обеспечения только для того, чтобы обнаружить, что проблема была вызвана отказом линии или сервера.

ЛОКАУТ ДЛЯ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Высокоскоростное соединение DSL более чем адекватно для поддержки нескольких компьютеров, и многие первые потребители DSL хотят решить именно эту задачу. Подключение соединения DSL к домашней или небольшой офисной локальной сети, если оно осуществлено правильно, снимает множество проблем. Вместе с тем неправильное подключение соединения DSL к локальной сети может привести к конфликту с сетью провайдера и/или раскрыть конфиденциальные данные клиента в результате того, что они попадут из внутренней сети в Internet. Кроме того, неправильное подключение к локальной сети может привести к отказу в услуге.

Провайдерам услуг DSL и так хватает хлопот по поддержке соединений DSL, поэтому обычно они не дают советов и не оказывают поддержку по развертыванию и эксплуатации домашней локальной сети. Получить прямой ответ на вопрос о политике компании в отношении небольших локальных сетей может оказаться непросто, но, как правило, провайдеры не запрещают и не препятствуют их подключению — они просто не хотят заниматься их поддержкой.

Для правильного подключения локальной сети вам потребуется небольшой маршрутизатор, либо в виде отдельного устройства, либо в виде компьютера с установленными на нем двумя сетевыми картами и тем или иным программным обеспечением для поддержки совместного использования соединения.

Как правило, провайдеры с неодобрением относятся к установке пользователями у себя дома серверов, в том числе Web и ftp. «Всегда готовое» соединение означает, что установка небольшого сервера Internet в принципе возможна, даже при использовании динамических IP-адресов (в этом случае должна использоваться динамическая DNS). Однако ограниченная пропускная способность соединения ADSL в направлении к провайдеру делает установку сервера нереальной. Некоторые провайдеры разрешают устанавливать небольшие серверы, если они не используются для коммерческих целей.

Если центр технической поддержки не способен оказать вам помощь в развертывании локальной сети или установке сервера, тогда мы советовали бы обратиться в конференцию провайдера. Обычно такие конференции оказываются одними из лучших источников информации. Помимо оповещения об отказах и проблемах компания часто поручает одному-двум сведущим сотрудникам периодически просматривать конференцию и отвечать на вопросы.

Технически подкованные заказчики также часто наведываются в конференции, где они могут найти и поделиться информацией о реализации и состоянии системы. Многие из них будут рады (и способны) ответить на ваш вопрос.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ

С какими бы препятствиями вам ни пришлось столкнуться при получении и обслуживании широкополосного соединения Internet, один раз попробовав — вы уже не сможете от него отказаться. Доступность Internet по одному щелчку мыши, а также серфинг в Web и загрузка со скоростью молнии коренным образом меняют сам способ использования компьютеров.

Заглядывая вперед, предположим, что рост конкуренции должен заставить отрасль улучшить и ускорить предоставление этой услуги, между тем как технические достижения должны привести к повышению ее надежности и доступности.

И хотя на фоне соединений и технологий будущего современные широкополосные соединения могут выглядеть как убогие модемы для коммутируемого доступа, никто пока не жалуется на обеспечиваемые ими скорости — если, конечно, он может их получить.

Рэнди Свитт — консультант по сетям и системный администратор в техническом департаменте Университета Флориды. С ним можно связаться по адресу: rswitt@ufl.edu.


Проблемы реализации DSL

  • Протяженность телефонной линии превышает 5,5 км.
  • На начальном участке телефонная линия проходит по оптическому кабелю.
  • Телефонная линия оснащена удлинительными катушками и многочисленными мостовыми отводами.
  • Необходимость иметь дело не с одной, а по крайней мере с двумя компаниями при получении услуги и разрешении проблем.
  • Единственный способ получить техническую информацию о пригодности линии — обратиться к инженеру оператора напрямую, что не всегда возможно.
  • Низкая подготовленность и неопытность монтажников.
  • Инсталляции поддерживают только основные ОС, такие, как Windows 95/98/NT и MacOS. Другими словами, забудьте о Linux.
  • Перебои в предоставлении услуги скорее норма, чем исключение.
  • Подключение постоянного соединения DSL к локальной сети может создать проблемы с точки зрения защиты информации.

Ресурсы Internet

Общую информацию о технологии DSL можно найти на узле DSL Reports по адресу: http://www.dslreports.com. Там же можно найти советы по выбору провайдера.

Узел xDSL Resource содержит информацию о DSL и ссылки на другие узлы. Он расположен на http://www.xdslresource.com.

Определения технологий DSL можно прочитать на узле whatis.com, где находится интерактивная энциклопедия по компьютерной тематике и Internet. См. http://whatis.com.

Сведения по защите DSL и кабельных модемов можно почерпнуть на узле Gibson Research Corporation по адресу: http://grc.com.