Технический пример, приведенный поставщиком конкретных продуктов, был слегка отредактирован журналом Network World, с тем чтобы исключить рекламу. При этом все основные идеи предложенного подхода были сохранены.

В результате возникает разрыв, который приводит к неэффективности и разночтениям. Стремясь избежать этого, многие предприятия обращаются к интегрированным решениям.

Чтобы проиллюстрировать важность интеграции MDM и ITSM, рассмотрим процесс увольнения сотрудника из компании. До недавнего времени ИТ-служба просто закрывала учетную запись пользователя и собирала связанное с ней ИТ-оборудование. Выполнение соответствующих операций не вызывало особых сложностей. Но по мере внедрения концепции BYOD решить эту задачу становится все сложнее. Многие сотрудники сохраняют в своем распоряжении телефоны, запрограммированные на автоматическое подключение к офисной сети Wi-Fi, а также на получение доступа к внутренней конфиденциальной информации.

Теперь посмотрим, что произойдет в условиях интеграции ITSM и MDM. Комбинированное решение охватывает все базовые сценарии, предусмотренные соответствующим процессом библиотеки IT Infrastructure Library (ITIL) для выполнения процедур, связанных с увольнением сотрудников, включая возврат оборудования и управление ранее установленным программным обеспечением. Процесс также подразумевает автоматическое обращение к базе данных управления конфигурациями (Configuration Management Database, CMDB), в которой содержится вся информация об устройствах, используемых сотрудниками. Интегрируя функции MDM в существующую платформу ITSM, вы устанавливаете централизованный контроль над всеми своими активами, начиная от настольных компьютеров и заканчивая серверами и мобильными устройствами, и получаете согласованное и прозрачное представление о них в масштабах всей организации.

Передовые продукты ITSM уже поддерживают тесную интеграцию со средствами управления активами и пользователями, включая контроль взаимосвязей между объектами. Добавление MDM, по сути, представляет собой финальный аккорд, направленный на включение мобильных устройств (как корпоративных, так и находящихся в личном пользовании сотрудников) в систему управления активами. Возвращаясь к примеру с увольнением, стоит отметить, что при централизованном хранении информации обо всех активах ИТ-служба может следить за устройствами сотрудников компании и удалять с них корпоративные данные (учетную информацию для подключения к сети Wi-Fi или почтовые ящики) при возникновении такой необходимости. Более того, все эти операции выполняются удаленно и без участия бывшего сотрудника.

Другая распространенная ситуация связана с кражами или утерей мобильных устройств. Компании, имеющей в своем распоряжении необходимые инструменты, больше не нужно беспокоиться о том, что ее конфиденциальные данные окажутся в чужих руках. ИТ-служба может удалять все данные до тех пор, пока устройство контролируется в соответствии с мобильной политикой, определенной MDM.

Полностью интегрированные решения сулят многочисленные преимущества как с точки зрения перспектив ITSM и MDM, так и на уровне бизнеса в целом.

Перспективы ITSM: объединение MDM и ITSM позволит компании согласовать свою политику мобильной безопасности с общими подходами обеспечения информационной безопасности, внедряя протоколы безопасной работы с мобильными устройствами в масштабах всей организации. Еще более важным представляется то, что интегрированное решение помогает осуществлять полный контроль за устройствами, включая задание паролей, удаленное блокирование устройств и удаление с них информации в случае кражи или утери, а также возможность удаленной настройки параметров Wi-Fi и конфигураций электронной почты.

Интегрированное решение позволяет также установить централизованный контроль за всеми мобильными и немобильными активами. Под наблюдением окажутся все мобильные устройства, включая смартфоны и планшетные компьютеры (как корпоративные, так и личного пользования), ПК, портативные компьютеры, принтеры и т. д. Это позволит администраторам ИТ-систем убедиться в том, что все мобильные устройства, подключенные к сети, зарегистрированы в системе учета, находятся в безопасности и полностью соответствуют политикам, заданным в компании.

Перспективы MDM: важное преимущество подсистем MDM заключается в том, что они предоставляют прямой доступ к исчерпывающим и актуальным пользовательским записям. В отличие от автономных платформ MDM, интегрированные решения не требуют от пользователей самостоятельной организации управления.

Кроме того, интегрированные системы позволяют ИТ-менеджерам без особого труда делегировать базовый операционный контроль над мобильными устройствами специалистам технической поддержки первого уровня с использованием привычного пользовательского интерфейса. Автономные решения потребуют внешних интерфейсных панелей и управляющих элементов. И наконец, тесная интеграция с системами ITSM позволит задействовать предварительно запрограммированные функции мониторинга, не создавая их с нуля. В конечном итоге это упростит контроль мобильных устройств в организации и формирование отчетов.

Внедрив у себя интегрированное решение MDM-ITSM, предприятия избавятся от необходимости закупать и поддерживать оборудование и лицензии независимо друг от друга. Более того, внедрение любого автономного решения MDM, как локально, так и в форме SaaS, выливается в крупный проект, который предусматривает предварительную подготовку инфраструктуры с организацией сетевых коммуникаций, развертыванием базы данных, налаживанием системы резервного копирования, интеграции средств управления пользователями и т. д. Интеграция компонентов MDM в общее решение ITSM исключает необходимость реализации независимого проекта и позволяет использовать все функции MDM – без каких-либо осложнений и риска – фактически в любой ИТ-инициативе.

Решение, объединяющее MDM и ITSM и обеспечивающее встроенные функции разграничения полномочий, обеспечивает прозрачность взаимодействия разных ИТ-команд. В конечном итоге это дает возможность руководству лучше интегрировать всех специалистов, работающих в ИТ-сфере, и создать более сплоченную рабочую среду.

С финансовой точки зрения использование унифицированной системы позволит бизнесу консолидировать все затраты, связанные с ИТ. Единое решение, удовлетворяющее потребности всех подразделений, обеспечит сокращение материальных и временных затрат на организацию управления, создание инструментальных панелей с перекрестными ссылками и поддержание отношений с несколькими поставщиками. Кроме того, получив функции MDM в уже знакомой системе, пользователям не придется изучать еще одну.

Тема MDM продолжает горячо обсуждаться. Если одни вполне удовлетворены существующими возможностями MDM, другие волнуются, насколько MDM сможет успевать за развитием технологий. Третьи полагают, что традиционные решения MDM уходят в прошлое, в то время как интегрированный подход активно развивается и приобретает все большее значение. Однако главный вопрос, который встает перед отраслью, — как извлечь из MDM максимум и какой подход к реализации MDM наиболее эффективен. Интегрируя MDM в платформы управления ИТ-сервисами, ИТ-служба получает немалый выигрыш. Целостное интегрированное решение позволяет не только устранить избыточность, но и улучшить управление ресурсами, повышая эффективность работы ИТ-службы.

Олег Син — менеджер продуктов в компании SysAid Technologies

SysAid Technologies – международная компания, специализирующаяся на ITSM. Программные решения SysAid используются более чем в 100 тыс. организаций в 140 странах, охватывая все отрасли и компании любого масштаба