Импортозамещение стало одной из ключевых тем конференции «Новейшие достижения в разработке и производстве телекоммуникационного оборудования, приборов и устройств для построения инфраструктуры цифровой экономики РФ — Made in Russia 2018», проведенной агентством TelecomDaily.

Характеризуя ситуацию в данной области, Светлана Водянова, генеральный директор J’son & Partners Consulting, отметила достаточно высокие темпы роста производства электронного и оптического оборудования в нашей стране в течение последних 15 лет, которые, впрочем, пока не привели к значимым абсолютным показателям. Россию опережают не только технологически развитые страны, но и такие государства, как Малайзия и Таиланд, а отставание от Китая достигает в данной области 80 раз, утверждают аналитики компании.

Объем российского рынка телекоммуникационного оборудования, по оценкам, приблизился в 2017 году к 8 млрд долл., что не превышает 5% мирового рынка.

Что же касается структуры продаж телекоммуникационного оборудования, то львиная их доля, 93%, приходится на зарубежные продукты, на отечественное оборудование без статуса российского происхождения — немногим более 6%, на оборудование с таким статусом — 0,1%.

Понятие телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) введено в выпущенном в 2010 году постановлении правительства, которое регламентировало создание соответствующего реестра и критерии для включения в него продуктов отечественных производителей. Среди таких критериев — возможность производства, тиражирования и модернизации телекоммуникационного оборудования на основе в том числе полного комплекта конструкторской документации.

Более 60% включенного в реестр оборудования предназначено для сетей фиксированной связи, 26% — для транспортной инфраструктуры, 7% — для мобильных сетей.

Реестр ТОРП, как считают в J’son & Partners, пока не стал действенным стимулом развития отрасли; включение в него не гарантирует оборудованию рыночного успеха. Характерно, что список компаний, лидирующих в получении для своей продукции статуса ТОРП, слабо коррелирует с объемами продаж, равно как и с полной номенклатурой отечественного телекоммуникационного оборудования. Из более чем трех сотен продуктов, вошедших в реестр ТОРП за последние шесть лет, только 13% реально востребованы на российском рынке. Наиболее высоким спросом пользуются коммутаторы и маршрутизаторы отечественного производства, отмечают в J’son & Partners.

Такие выводы подтверждает, к примеру, ИКТ-инфраструктура российских банков. Около трети банкоматов, установленных на территории нашей страны, использует для связи с процессинговыми центрами финансовых институтов отечественные маршрутизаторы, сообщили на конференции представители компании «Эн-Эс-Джи».

Российские маршрутизаторы в банкоматах — один из небольших, но вселяющих оптимизм примеров применения собственного электронного оборудования. Для масштабного выпуска оте­чественной электроники, восстановления и модернизации отрасли нужна поддержка участников этого процесса на всех уровнях, подчеркивают в J’son & Partners.

«В программном обеспечении удалось довольно быстро разобраться с основными понятиями в сфере импортозамещения и сформулировать требования к отечественному ПО, поскольку все это делалось самим сообществом разработчиков, а затем, хотя и не без проблем, утверждалось в Минкомсвязи. С электроникой и ‘железом‘ ситуация более драматичная: до сих пор нет консенсуса производителей и соответствующих ведомств», — отметил Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, открывая дискуссию на тему «Сделано в России».

По результатам обсуждений планируется сформировать конструктивные предложения, способствующие развитию отечественного электронного производства, которые могут быть направлены в исполнительные и законодательные органы.

«России необходимы серьезные усилия для защиты собственного промышленного сектора и машиностроения, действующих игроков и молодых инновационных отраслей. Для этого важно изучать самый передовой мировой опыт и сотрудничать с иностранными партнерами на всех этапах совместных производств, исследований и проектов», — резюмировала Водянова.