В Mozilla объявили, что ее оборот за 2016 год превысил 500 млн долл. Такой результат получен впервые в истории организации. Вместе с тем затраты на разработку выросли на 6% в связи с деятельностью по созданию Firefox Quantum, кардинально обновленной версии браузера, которая вышла в ноябре.

Основная часть дохода Mozilla Foundation, составившего 520 млн долл., поступила главным образом благодаря отчислениям, произведенным в рамках сделок по установке поисковых систем в качестве используемых в браузере по умолчанию. Напомним, что Mozilla Foundation — это некоммерческий фонд, управляющий корпорацией Mozilla, которая в свою очередь является коммерческой организацией, разрабатывающей и обслуживающей Firefox для Windows, macOS, Linux, iOS и Android.

Согласно опубликованному недавно финансовому отчету Mozilla за 2016 год, отчисления принесли организации 504 млн долл., или 97% всей выручки, тогда как годом ранее был установлен рекорд в 99%. Надо заметить, что доля таких доходов еще никогда не опускалась ниже 91%: благополучие Mozilla всегда зависело от поисковых контрактов.

Доля поисковых сделок в общем объеме отчислений составила 94%, то есть 474 млн долл. Это на 63 млн долл. (15%) больше, чем в 2015-м. Прирост в 2016-м оказался умеренным, в основном ввиду того, что это был второй год действия контракта с Yahoo, по которому данная поисковая система использовалась по умолчанию в Firefox в США и Канаде. Соответствующая сделка, заключенная в конце 2014 года, приносила Mozilla ежегодно по 375 млн долл., примерно на 100 млн долл. больше, чем организация получала до того от Google в рамках контракта, действовавшего во всем мире.

Сделка с Yahoo была заключена на пять лет, до конца 2019 года, однако по условиям у Mozilla было право выйти из соглашения, если бы Yahoo была продана. Именно это и произошло — Yahoo была куплена компанией Verizon за 4,5 млрд долл., приобретение онлайн-гиганта завершилось летом этого года. По сообщениям в СМИ, новый владелец должен был заплатить Mozilla по контракту за весь срок его действия либо только разницу между 375 млн долл. и суммой, полученной Moziila от Yahoo.

В ноябре в Mozilla восстановили Google в качестве поисковой системы, применяемой по умолчанию в США и Канаде, а также добавили к этим странам Гонконг и Тайвань. Стороны не раскрыли финансовых условий соглашения. Но если Verizon была вынуждена «выкупить» контракт Yahoo, доходы Mozilla от отчислений в 2018 и 2019 годах, вероятно, резко вырастут за счет добавления соответствующих средств к платежам Google. Ввиду того что Mozilla публикует финансовые отчеты почти с годичной задержкой, известно это станет лишь в конце 2019 года, когда разработчик Firefox обнародует результаты за 2018-й.

В Mozilla не стали замалчивать изменения в поисковых сделках, объявив о результирующем увеличении на 24% выручки в 2016 году по сравнению с 2015-м.

Большая часть расходов Mozilla (63%) пришлась на разработку ПО — доля по сравнению с прошлым годом не изменилась, но денежный показатель вырос на 6%, достигнув 226 млн долл. В целом затраты увеличились на 7%, это несколько больше, чем в 2015 году. Разница между затратами и выручкой означает, что чистая прибыль Mozilla снова выросла. Действительно, судя по отчету, «чистый денежный доход от основной деятельности» с 80 млн долл., полученных за 2015 год, в 2016-м увеличился до 108 млн долл.

Невозможно оценить, насколько именно активная работа над Firefox в 2016 году (продолжавшаяся и в нынешнем до выпуска Quantum) увеличила затраты на разработку ПО. Бросив дополнительные силы на обновление браузера, в Mozilla свернули проект по созданию операционной системы для смартфонов Firefox OS. В начале 2017 года были прекращены все работы в рамках этой программной платформы, которую пытались преобразовать в ОС для Интернета вещей. Судя по этому и другим шагам Mozilla, затраты на иные проекты, помимо браузера, по всей видимости, сократились.

Более чем четырехкратный рост прибыли Mozilla и наличие обширного резервного фонда указывают на достаточное финансовое благополучие организации. Лучшее подтверждение тому — общий объем денежных средств, денежных эквивалентов и инвестиций, который в 2015 году составлял 101 млн долл., а в 2016-м вырос сразу до 399 млн долл. С таким запасом денег Mozilla сможет существовать более 13 месяцев, сохраняя темпы затрат 2016 года, даже если ее выручка внезапно исчезнет.

Между тем в финансовом отчете и налоговой декларации Mozilla нет и намека на тучи, сгущающиеся на горизонте.

Принадлежащая Firefox доля рынка браузеров для настольных компьютеров — единственного, где этот браузер по-настоящему конкурентоспособен, — продолжает уменьшаться. Резкого снижения численности пользователей Firefox, как в середине 2016 года, не произошло, однако общая тенденция остается негативной. Согласно ноябрьскому отчету Net Applications, из которого по возможности был исключен трафик автоматизированных систем, доля Firefox составила 11,4%, снизившись по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 23%. Ни один из остальных браузеров столь резкого сокращения не продемонстрировал.

Падение популярности Firefox подтверждают и другие источники. Европейский оператор счетчика посещений сайтов StatCounter сообщил, что за год количество заходов на сайты с помощью Firefox снизилось на 16%. В ноябре, по данным StatCounter, доля пользователей этого браузера во всем мире составляла 12,6%.

Этот показатель особенно важен для Firefox, поскольку браузер является главной финансовой опорой Mozilla, тогда как у разработчиков остальных браузеров есть и другие источники дохода. Если Firefox продолжит терять пользователей, операторы поисковых систем вроде Google будут меньше заинтересованы в том, чтобы платить Mozilla за привилегии в браузере.

Источник: Mozilla

Эта ситуация всегда была ахиллесовой пятой Mozilla и причиной, по которой в организации пытались искать альтернативные источники дохода. Например, были попытки создать собственную рекламную платформу для Firefox, но от этой идеи в итоге отказались. Именно падение популярности заставило Mozilla модернизировать Firefox: сначала обеспечили поддержку многопроцессорной обработки, которая уже давно была в Chrome, а затем были заменены или обновлены ключевые компоненты, включая движок рендеринга сайтов и пользовательский интерфейс, который теперь напоминает Chrome и других соперников, например Microsoft Edge.

Время покажет, повлияет ли выход Firefox Quantum на долю рынка браузеров, принадлежащую Mozilla. Однако, учитывая крепкое финансовое положение организации, можно прогнозировать, что разработчик продолжит конкурировать со своими гораздо более крупными соперниками.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF