Швейцарская Криптодолина, зародившаяся несколько лет назад в кантоне Цуг, начиналась с дружеского общения инвесторов и энтузиастов, желающих развивать технологии блокчейна. Сегодня сюда съезжаются специалисты и предприниматели со всего мира, в том числе из России. Впрочем, в скором будущем в России могут появиться свои блокчейн-коммуны и регионы, но для этого нужно создать необходимые условия.

В середине ноября инвесторы и специалисты, работающие в области блокчейна, собрались в блокчейн-коммуне Внешэкономбанка и НИТУ «МИСиС», чтобы изучить опыт Криптодолины. Как рассказал Сорен Фог, глава компании iprotus, учредитель и член совета директоров ассоциации Crypto Valley, местные власти с воодушевлением восприняли инициативу создания в кантоне площадки для развития стартапов в области блокчейна. Чиновники совместно с предпринимателями подготовили нормативно-законодательную базу, позволившую широко использовать блокчейн в самых разных областях — правда, в границах кантона. Этого оказалось достаточно, чтобы в Цуг устремились стартапы со всего мира.

Нелли Орлова, основатель международной деловой сети для стартапов и инвесторов InnMind.com (ее главный офис также располагается в Цуге), считает, что секрет успеха Криптодолины во многом объясняется открытостью местных законодателей к сотрудничеству и их стремлением не ограничивать, а, наоборот, стимулировать инновационную активность. В результате, например, уже сегодня в Цуге можно оплачивать биткоинами налоги и услуги ЖКХ, их принимают в качестве средства платежей при покупке железнодорожных билетов и т. д.

«Можно представить властям кантона свой проект, они его оценят, и если посчитают, что у проекта есть шанс и создаваемый продукт принесет пользу местной экономике, то могут дать вам визу, чтобы вы смогли работать над проектом», — отметила Орлова.

В кантоне создана офшорная экономическая зона — предприниматели в Цуге платят самые низкие налоги в Швейцарии, действует легальная биржа криптовалюты, с ней работают и местные банки, поддерживается весь процесс первичного размещения токенов (Initial Coin Offering, ICO).

«Впрочем, волна хайпа вокруг ICO идет на спад, и это радует: с рынка уходят и плохие проекты, и плохие инвесторы», — добавила Орлова.

Александр Бородич, бизнес-ангел и основатель блокчейн-проекта Universa, подтвердил эту тенденцию: «Осенью нынешнего года доля неудачных ICO растет. Очень многие проекты или вообще не собирают денег, или собирают явно недостаточные суммы. Чтобы успешно провести ICO, необходим хороший маркетинг — нужно достойно представить идею проекта потенциальным инвесторам».

Что важно, круг предметных областей, в которых работают блокчейн-стартапы, не ограничивается криптовалютами. Более того, по оценкам Фога, доля проектов в области финтеха составляет всего несколько процентов от всех блокчейн-проектов.

В частности, огромные перспективы открываются при использовании блокчейна в управлении цепочками поставок в самых разных отраслях. Именно в этой области работает и компания iprotus. По словам Фога, ключевая роль в его проекте отводится использованию токенов для финансовых и страховых сделок в цепочках поставок, охватывающих множество посредников. Токены и смарт-контракты позволяют существенно упростить и удешевить расчеты между покупателями, поставщиками и страховыми компаниями. В результате круг участников цепочек поставок и перевозчиков может быть расширен за счет того, что работа в них окажется по карману не только крупным игрокам, но и мелким. Наиболее значительный выигрыш при этом получается за счет упрощения страхования грузов и сопутствующего снижения затрат.

Уже сегодня инвесторы предсказывают блокчейну большое будущее, поскольку созданные на его основе смарт-контракты позволяют перемещать ценность мгновенно, пересекая любые границы и с минимальными издержками. В частности, блокчейном активно заинтересовался Внеш­экономбанк. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание совместно с «МИСиС» блокчейн-коммуны, сочетающей функции центра обучения и бизнес-инкубатора в области блокчейна.

Дальнейший прогресс блокчейн-проектов во многом зависит от двух аспектов — технологического и регуляторного. Как отметил Бородич, существующие технологии блокчейна не очень удобны для простых пользователей, к тому же транзакции, совершаемые с помощью этих технологий, получаются долгими и дорогостоящими из-за того, что они создавались в расчете на майнинг криптовалют.

С регуляторными аспектами все не так просто. Нельзя взять и разрешить все, что касается использования блокчейна. Нужны совместные усилия властей, предпринимателей и технических специалистов, чтобы выработать безопасные и эффективные во всех смыслах подходы и средства применения блокчейна. Нужны и экспериментальные площадки — своего рода «песочницы», где можно будет отрабатывать и совершенствовать подходы, технологии и регуляторную базу для блокчейна.

«‘Песочницы’ пока нельзя вывести за рамки технологических решений, не вторгаясь в область финансового права», — отметила Элина Сидоренко, профессор МГИМО, руководитель межведомственной группы Госдумы РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты.

По ее словам, очень многие термины и формулировки, имеющие отношение к блокчейну, требуют осмысления с точки зрения финансово-правовых аспектов, уточнения и согласования с другими правовыми актами. В частности, по ее мнению, нынешний федеральный закон о цифровой подписи никак не сопрягается с блокчейн-экономикой.

Очень многие аспекты, как считает Сидоренко, требуют уточнений и разъяснений. Надо, например, определить, кто несет ответственность за данные и кто — за работу технологических решений на блокчейне. Ситуация осложняется еще и тем, что «скопировать» чей-то успешный опыт не получится, поскольку сейчас в мире нет готовых моделей законодательства в области блокчейна.

Впрочем, Сидоренко в целом с оптимизмом смотрит на перспективы блокчейна, в том числе в нашей стране: «Россия может возглавить мировую блокчейн-индустрию, если, конечно, не будет концентрироваться исключительно на майнинге».

«Активный гражданин» тестирует блокчейн

Мэрия Москвы в пилотном режиме запустила электронную площадку для открытых референдумов по городским вопросам «Активный гражданин» на технологии блокчейна, пишут «Ведомости» со ссылкой на руководителя департамента информационных технологий Москвы Артема Ермолаева.

Как уверяет Ермолаев, технология распределенного реестра позволит следить за ходом голосования в реальном времени, проверять хронологию появления голосов и контролировать все голосования в системе. По окончании голосования каждый владелец независимого узла сети блокчейн сможет проверить результаты голосования и сравнить их с официальными.

Внедрение блокчейна в московские системы госуправления ранее анонсировал и мэр Москвы Сергей Собянин. Мэр поручил использовать технологию блокчейна в максимальном количестве электронных услуг и сервисов Москвы, и первым этапом стал «Активный гражданин», поясняет Ермолаев. Мэрия изучает возможность использования блокчейна для электронных услуг на портале mos.ru и на портале поставщиков — единой витрине всех госзакупок Москвы.

ДИТ провел открытый конкурс на обеспечение электронных услуг на базе блокчейна. Как следует из техзадания, мэрию интересовали четыре сферы: опросы и сбор мнений, управление персональными данными граждан, получение услуг и льгот (на примере записи детей в детский сад) и видеонаблюдение. Победил Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.