В основе цифровой трансформации экономики, о которой много говорят после подписания президентом РФ Владимиром Путиным «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», должны лежать отечественные научные разработки. Такое мнение высказал директор Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Игорь Соколов в своем выступлении на пресс-конференции «Цифровая трансформация России: современный этап».

ФИЦ «Информатика и управление» был основан в конце 2014 года, когда приказом ФАНО к Институту проблем информатики РАН были присоединены Институт системного анализа РАН и ВЦ РАН (сейчас в Центр также входят Институт современных информационных технологий в медицине и Институт образовательной информатики).

Создание такой структуры Соколов объяснил тем, что масштаб задач, встающих в области цифровизации, и научное обеспечение цифровой трансформации требуют объединенных усилий ученых страны. «Мы планируем создать ядро ученых и сеть проблемно-ориентированных лабораторий по отраслям науки и экономики», — добавил он. Кроме того, продвижение даже в области фундаментальной науки невозможно без задействования компьютерных мощностей в процессе «интенсивного использования данных». Скажем, подтверждение существования гравитационных волн удалось получить, только отфильтровав помехи, создаваемые множеством событий, происходящих порой за тысячи километров от экспериментальных установок.

Какие-то достижения уже есть; например, в Институте современных информационных технологий в медицине создана ИТ-система, способная предсказывать переход панкреатита в сахарный диабет второго типа.

В целом положение России в области цифровой трансформации Соколов оценивает как среднее — «лучше одних, хуже других». Ряд передовых ИТ-систем внедрен, например, в Банке России, Федеральной налоговой службе, РЖД. Осложняет оценку то, что трудно получить общую картину по стране — «что у нас цифровое, а что нет». Отметив, что цифровая трансформация — процедура не дешевая, он призвал при оценке ее стоимости учитывать и объем потерь от того, что она не будет своевременно проведена.

Разумеется, Соколов не прошел и мимо кадровой темы: специалистов не хватает, начинать их готовить надо со школьной скамьи. При этом главная задача — выращивать не потребителей ИТ-продукции, и даже не тех, кто способен пользоваться уже существующими «системами цифровизации экономики», а создателей сответствующего инструментария. Российская система образования, по его словам, с этой задачей пока не справляется.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF