С момента вступления в силу 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт’ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прошло менее полугода. В конце ноября один из ведущих производителей онлайн-касс — компания «Атол» собрала клиентов для того, чтобы подвести итоги пяти месяцев и представить свои новые устройства и услуги.

По данным ФНС, к ее системе подключено 1,478 млн касс, 96% из которых передают данные онлайн. В системе зарегистрировано чеков на общую сумму около 12 трлн руб., причем поток идет по нарастающей: в последний месяц добавилось почти 3 млрд чеков на 2 трлн руб.

Такой рост объемов породил некоторые проблемы с обслуживанием поставленных устройств, поэтому «вторую волну» внедрения онлайн-касс было решено разбить на две. До 1 июля 2018 года перейти на новые методы хозяйствования должны будут предприятия торговли и общественного питания, имеющие наемных работников, а прочие предприятия — в 2019 году. Предполагается, что на первом этапе появится еще 1 млн касс, на втором — 2 млн.

В деле перехода на онлайн-фискализацию отстают, как ни странно, предприятия электронной коммерции. По словам Юлии Носовой, руководителя бизнес-проекта «Атол Онлайн», требованиям 54-ФЗ не соответствует свыше половины из них.

Для этого сегмента бизнеса «Атол» предлагает аренду виртуальных касс. Сервис состоит из касс АТОЛ 42ФС, размещенных в центре обработки данных, программного обеспечения для работы с внешними сервисами и личного кабинета. За полгода работы в аренду сдано более 5,3 тыс. касс, «пробивших» за это время более 65 млн чеков (сейчас — около миллиона в день).

Личный кабинет позволяет в реальном времени получать информацию о бизнесе, в ближайшее время в нем появятся средства мониторинга фискальных накопителей.

В «Леруа Мерлен» волею судеб переход на онлайн-кассы совпал с проектом по замене кассового решения. Тем не менее с помощью специалистов «Атола», как отметил Максим Владимиров, руководитель программы проектов «Леруа Мерлен», удалось провести пилотный проект в нескольких магазинах за два с половиной месяца, еще четыре ушло на развертывание системы на 2 тыс. касс. К опыту иностранных коллег обращаться возможности не было, поскольку в западных странах таких систем нет.

У Дмитрия Русакова, начальника управления специальными проектами X5 Retail Group, масштаб задачи был несколько иной: в 12 тыс. магазинов группы функционирует более 50 тыс. касс, и каждый день открывается еще пять-шесть торговых точек. «54-ФЗ был вызовом», — заявил Русаков, и успешный ответ компании на него вызвал удивление у коллег из торговых гигантов других стран. Массивы данных о бизнесе, которые теперь доступны для анализа, позволят, как считает Русаков, создать «Росстат 2.0». Правда, для этого нужно опять сменить формат фискальных данных, так, чтобы в нем содержался код товара. Но и без этого, считает Русаков, «ФНС подвинула X5 к инновациям», и в компании изучают другие возможности сделать бизнес более интеллектуальным.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF