Международную промышленную выставку «Иннопром», которая проводится в России с 2010 года, по масштабам и качеству экспозиции вполне можно сравнить с промышленными выставками Hannover Messe. В работе выставки приняли участие международные промышленные и ИТ-гиганты: FANUC Robotics, «Ростех», Yamazaki Mazak, Volvo Trucks, SAP, Siemens, «Алмаз-Антей». Партнером выставки на этот раз стала Япония.

Выставка начала свою работу сразу после заседания Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Заседение было посвящено обсуждению программы «Цифровая экономика», призванной повысить производительности труда в обрабатывающих отраслях на 30%, а в конечно счете обеспечить укрепление национальной безопасности.

Деловая программа «Иннопром -2017» открылась главной стратегической сессией «Умное производство: конкуренция моделей vs конкуренция технологий», в которой приняли участие, в частности, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, председатель правления FANUC Йосихару Инаба, президент Volvo Group Мартин Лундстедт, президент International Federation of Robotics Джо Гемма. Цифра — это новое электричество бизнеса и среда для объединения знаний всех участников производства, однако пока цифровизацию все понимают по-своему. В FANUC считают, что цифровизация — это возможность кардинально поменять подход к работе и успешно выполнить принятую в Японии программу «Общество 5.0», рассчитанную до 2030 года, а Лундстедт указал, что только 2% активов группы Volvo приходится на Швецию, и цифровизация — это организация трансконтинентального производства и взаимосвязь всех субъектов производства, включая и органы власти, влияющие, помимо прочего, на реализацию программы массового выпуска электромобилей. Джо Гемма считает цифровизацию средством против последствий старения рабочей силы, постепенно замещаемой роботами. Мантуров видит в цифровизации стимул развивать собственные отечественные технологии — он обратил внимание присутствующих на то, что в России сегодня цифровая экономика дает только 2% ВВП, тогда как в развитых странах 5–6%: «Невозможно развивать цифровую экономику в стране без наличия собственных компетенций, а лишь приобретая готовый продукт».

Первые механические манипуляторы появились более полувека назад, однако пока во всем мире работает лишь 2,5 млн роботов, или в среднем 78 роботов на 10 тыс. работающих. На рынке ПО для станкостроения, в отличие от ИТ-индустрии, нет крупных законодателей моды, способных единолично влиять на стандарты и унификацию платформ, поэтому сегодня здесь требуется единая открытая платформа, позволяющая обеспечить взаимодействие станков и промышленных роботов по всему миру. Как это выглядит конкретно, можно было убедиться на стенде компании FANUC, которая через своего партнера — General Motors — обратилась к Cisco для выполнения интеграции робототехнических и ИТ-систем, что привело, в частности, к появлению решения FANUC Zero Downtime («нулевое время простоя») на базе платформы облачных сервисов и программного обеспечения Cisco IoT. На стенде также демонстрировалась система расширенного мониторинга промышленного оборудования российской компании Netcube, установленная на Чебоксарском машиностроительном заводе. Система обеспечивает контроль текущего состояния, выполняемых операций и программ на промышленных станках и роботах, оценивает качество работы операторов и пр. Но самое ценное в этом решении — возможность автоматизированной передачи данных от оборудования в информационные системы управления и планирования производства, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы, увеличить производительность и снижать расходы. Решение Netcube использует Cisco IOx на промышленном оборудовании технологической сети. Уже сейчас загрузка станков увеличилась до 70% (в среднем по стране этот показатель составляет 30%), сократились складские остатки и расход сырья.

Интеграция систем промышленной автоматизации и ИТ-систем позволяет говорить о новом в традиционных индустриях явлении — «станок как услуга», способствующем более эффективному разделению труда и оптимальной загрузке оборудования. В России до сих пор принято приобретать дорогие станки, лишь бы только иметь свое оборудование на всех этапах производственного цикла, хотя в разы дешевле заказать работы по контракту. В стране сегодня, например, закуплено 40 «металлических» 3D-принтеров, которые, как видно из данных по поставкам порошка, простаивают. Ситуацию может исправить переход на контрактное производство.

«Через шесть лет страна должна жить в условиях цифровой экономики, — заявил Сергей Алимбеков из ФРИИ в ходе круглого стола «Цифровая инфраструктура как основа трансформации промышленности». — Однако сегодня мы видим очень разнородное понимание самого понятия «цифровая экономика и Интернет вещей». Участники круглого стола сошлись во мнении, что это в большей степени стандарты, протоколы, интерфейсы и, главное, комфортная среда, способствующая появлению новых бизнесов и цифровых сервисов.

Денис Мантуров: «Невозможно развивать цифровую экономику в стране без наличия собственных компетенций»

Гульнара Хасьянова, генеральный директор завода «Микрон», отметила: «Сегодня парадигма ‘умные машины в глупой среде’ сменяется парадигмой ‘глупые машины в умной среде’, в конечном счете и определяющей суть Интернета вещей». Действительно, прежде всего данные должны где-то возникнуть — их генерирует множество простых устройств, и здесь, учитывая, что требования к ним минимальны, страна вполне может предложить мировому сообществу Интернета вещей современные разработки. Применительно к России для эпохи Интернета вещей уместно говорить об «импортоопережении», считает Хасьянова. В качестве иллюстрации она привордит решение «Умный стакан», сделанное по заказу операторов кофейных напитков. Сегодня на этом рынке контрафакт составляет 20–30%, и остро стоит проблема контроля за действиями продавцов. Стакан снабжен RFID-меткой, которую считывает кофемашина, и затем, после централизованной обработки всех параметров, производитель получает достоверную картину использования ингредиентов для кофе. Попутно оператор может решать и другие задачи, например превентивного техобслуживания кофемашин, своевременного снабжения точек продаж или проведения маркетинговых кампаний.

Евгений Ахмадишин из компании «Вавиот» считает, что нужно не копировать западные подходы, а предлагать новые эффективные решения, например для сбора данных с датчиков в системе ЖКХ, дающей примерно половину всех устройств Интернета вещей. В России потенциально может быть установлено до 380 млн точек учета услуг ЖКХ, рынок которого составляет 4,5 трлн руб., из них 3 трлн — коммунальные услуги, их учет осуществляется несколькими типами устройств. Компания производит, в частности, счетчики воды и электричества, сведения от которых по каналам радиосвязи передаются в облако, том числе и в личный кабинет потребителя.

Андрей Гулаков, генеральный менеджер подразделения промышленной автоматизации Mitsubishi Electric, рассказал о платформе автоматизации промышленных предприятий — e-F@ctory, позволяющей оперативно обрабатывать потоки информации для принятия взвешенных управленческих решений. В нашей стране на основе платформы работают станочные парки машиностроительных предприятий, водоканалы крупных городов, контролируется работа шлюзов на Волго-Балтийском водном пути и управление отдельными подсистемами метрополитена.

Выставка «Иннопром-2017» показала: для успеха цифровой трансформации необходимо развивать инфраструктуру, готовить кадры, поддерживать российские разработки и сформировать новую нормативную базу, стимулирующую использование цифровых продуктов.