Согласно Федеральному закону 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт’ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля для всех компаний, применяющих контрольно-кассовые аппараты, становится обязательным использование онлайн-касс, автоматически посылающих чек клиенту на почту или мобильный телефон, а также в течение пяти минут передающих его Федеральную налоговую службу.

Накануне этой даты, компания «Атол», разработчик кассовой техники, организация «Деловая Россия» и Ассоциация компаний интернет-торговли провели пресс-конференцию, посвященную тому, как 54-ФЗ повлияет на российскую электронную коммерцию.

Как полагает Александр Сорокин, начальник отдела Управления оперативного контроля ФНС, внедрение онлайн-касс принесет торговым компаниям много пользы: у них не будет штрафов за несвоевременно предоставленную отчетность, у налоговиков не будет причин их проверять, они смогут улучшить контроль за персоналом и т. д. И в целом конкуренция на рынке станет более здоровой, поскольку все игроки будут поставлены в равные условия.

На 29 июня требованиям 54-ФЗ удовлетворяло около 850 тыс. касс. Ранее предполагалось, что к 1 июля таковых будет около 1,1 млн. Но многие предприниматели начали двигаться в нужном направлении лишь в самое последнее время, и Минфин разрешил не считать нарушителями тех, кто на 1 июля 2017 года заключил договор о поставке оборудования, но еще не подключил его. Такие компании могут некоторое время торговать «по-старому». Однако долго пребывать в таком промежуточном состоянии не получится: контрольной точкой в ФНС определили момент, когда количество подключенных касс достигнет упоминавшегося 1,1 млн, после чего будет считаться, что все желающие исполнять закон уже его исполнили, а остальных надо к этому принуждать рублем.

Рынок устройств и услуг вокруг закона, по мнению Сорокина, уже вполне сформировался, на нем работают десять операторов фискальных данных, семь компаний, предлагающих услуги по экспертизе технических средств операторов, можно выбрать из 80 с лишним моделей сертифицированных касс.

Со своей стороны, в ФНС постарались облегчить исполнение новых требований для законопослушных компаний, в частности создали на сайте nalog.ru личные кабинеты владельцев ККТ, а также разработали мобильное приложение, позволяющее проверить по QR-коду истинность выданного покупателю чека.

Одним из препятствий на пути закона называлось отсутствие в продаже достаточного количества касс нового поколения. Эдуард Болмосов, директор по продукции компании «Атол», заверил, что ажиотаж уже схлынул и купить онлайн-кассу не проблема. Однако, как полагает он, в большинстве случаев ее выгоднее арендовать: в этом случае «Атол» готов взять на себя многие проблемы, в том числе, обеспечить поддержку 24х7 и интеграцию касс с большинством популярных платформ управления контентом (интеграция с самописным ПО, правда, все равно обойдется недешево, ориентировочно в 300 тыс. руб.). Пока, впрочем, аренду, по опросам компании, предпочитают лишь 20% клиентов.

У Алексея Федорова, президента АКИТ, взгляд на происходящее куда менее оптимистичный. Интернет-торговля растет, и в этом году, по прогнозам, перевалит заветный триллион рублей. Однако еще более высокими темпами растет трансграничная торговля. В первом квартале года продажи российских интернет-магазинов выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого, а количество посылок из зарубежных интернет-магазинов — на 52% (средняя стоимость такой посылки — 1,25 тыс. руб.). В результате, по прогнозам АКИТ, в этом году доля трансграничной торговли достигнет рекордных 37%. И, если дело и дальше так пойдет, лет через пять российский интернет-ретейл вообще исчезнет.

Причина опережающего роста продаж иностранных (читай, китайских) интернет-ретейлеров — неуплата ими налогов в России. 54-ФЗ на них тоже не распространяется, так что ценовое преимущество иностранцев вырастет еще больше. При этом, как утверждает Федоров, практически ни в одной стране мира частным лицам не разрешено беспошлинно заказывать за границей товаров на тысячу евро в месяц. Повсюду либо эта планка гораздо ниже, вплоть до нулевой, либо иностранные ретейлеры принуждаются тем или иным образом платить соответствующие сборы и налоги.

Еще одна беда честного интернет-ретейлера — большое количество отечественных компаний, работающих, в той или иной степени, вне рамок закона. Даже среди тысячи самых популярных интернет-продавцов у 15% на сайтах нет положенной информации о юридическом лице либо представленные данные недостоверны. Многие принимают оплату «с карты на карту» (то есть мимо всех систем учета), предлагают продать дешевле за наличные и т. д. А в остальных российских интернет-ретейлерах с законностью и порядком еще хуже.

Из хорошего Федоров отметил, что среди опрошенной АКИТ тысячи наиболее популярных магазинов 80% заявили, что полностью готовы к переходу на онлайн-кассы, 10% заключили договоры на их поставку и только 10% не готовы или затрудняются ответить.

От имени оставшихся 39 тыс. магазинов выступила Татьяна Глазачева, исполнительный директор платежного сервиса «Робокасса», заявившая, что, по ее оценкам, новый закон может привести к тому, что большая часть из этих точек онлайн-торговли перестанет существовать. Из 10 тыс. клиентов «кассы» лишь 1,5 тыс. ищут какое-то решение в связи с законом, поскольку 92% ее клиентов — микробизнес, «магазины из одной странички». Они, если ничего не предпринять, попросту уйдут «в тень», например будут торговать в соцсетях.

«Робокасса» а партнерстве с «Атолом» работает над торговой площадкой для законопослушных предпринимателей, которая возьмет на себя фискализацию их бизнеса. Однако немалая часть микромагазинов даже не будет пытаться что-то менять — просто потому, что о 54-ФЗ узнают, лишь когда к ним придет налоговая.

Впрочем, новый закон озадачил не только малые компании. Евгений Жукович, начальник отдела организации каналов оплаты «Ростелекома», признал, что у оператора, несмотря на всю мощь его юридического отдела, тоже возникли проблемы с толкованием некоторых положений 54-ФЗ. Но большая часть из них успешно решена и с утра 29 июня «Ростелеком» работает в соответствии с положениями закона.

Обсуждавшиеся на мероприятии «платежные» проблемы, по словам Федорова, лишь верхушка айсберга. Закон, например, существенно осложнит работу всех логистических компаний кроме, «Почты России», что может радикально изменить соответствующий рынок. И вообще, каждый день, по его словам, приносит «что-то новое» в части понимания последствий 54-ФЗ для российской электронной коммерции.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF