Открывая BIM-форум «Создание транспортных объектов инфраструктуры будущего», Анастасия Морозова, генеральный директор Autodesk в России и СНГ, отметила изменение отношения к информационному моделированию сооружений (Building Information Modeling, BIM). Если всего несколько лет назад участники форума спрашивали, зачем это нужно, то сегодня они делятся опытом выполнения конкретных проектов управления всеми данными по строительным объектам на всем протяжении их жизненного цикла.

BIM предполагает аккумуляцию всей информации по инфраструктуре, в которой размещается создаваемый объект (дорога, мост, транспортная развязка, небоскреб), начиная от формулировки технического задания, геологических изысканий, проектирования, строительства и кончая демонтажом. Если еще недавно автоматизация в строительстве сооружений означала создание двух- или трехмерного контента, то теперь счет «размерностей» довели до 5D, включая отслеживание развития проекта во времени и в координатах затрат на каждой стадии жизненного цикла. Если проектировщик на стадии разработки внес изменения в проект, то об этом узнают все другие его участники. В модели собрана исчерпывающая информация о сооружении, сама же технология достаточно прозрачна, а значит, появляется возможность контролировать как обоснованность средств, так и их целевое расходование, что особенно актуально в строительстве. Вероятно, поэтому решения Autodesk для поддержки BIM сегодня оказались востребованы в России, особенно на свободных от «страновых ограничений» предприятиях малого и среднего бизнеса, с особой тщательностью относящихся к расходам. Росту бизнеса американского производителя в нашей стране также способствовал, по мнению Морозовой, переход на модель, подразумевающую пользование продуктами по подписке, что существенно снизило порог доступа предприятий к решениям Autodesk.

Марек Сухоски: «При проектировании архитектурных объектов сейчас можно учитывать ветер, естественный свет, влияние вентиляции, шум и пр. А архитектор становится в какой-то степени и инженером, и дизайнером, и электриком в одном лице»

Об опыте использования BIM в реализации концепции Smart City рассказал на форуме Марек Сухоски из Autodesk, эксперт по применению технологии BIM в инфраструктурных проектах: «Под влиянием концепции Интернета вещей мы вступаем в эру объединения всего и вся. Архитектор становится в какой-то степени и инженером, и дизайнером, и электриком в одном лице». Например, при проектировании 632-метровой Шанхайской башни, расположенной в зоне плотной застройки, было уменьшено влияние каустического эффекта (эффект, основанный на отраженном или преломленном свете), распространяемого на десятки километров, а также учтены вихревые потоки от всех окружающих башню объектов. Выстроенное с помощью BIM взаимодействие всех участников проекта государственного масштаба — архитекторов, инженеров, заказчиков и подрядчиков — позволило строго соблюдать сметы и сроки сооружения такого технически сложного объекта, а также обеспечивать его эксплуатацию.

О том, как проекты на основе BIM могут быть востребованы в Москве, рассказал Эльдар Тузмухаметов, руководитель лаборатории Smart City столичного Департамента информационных технологий, аккумулирующего все работы, связанные с применением ИТ для обслуживания города с населением 12,5 млн человек. Создание цифровой модели города позволит эффективнее решать поставленную перед лабораторией задачу повысить качество жизни населения и обеспечить надежное управление инфраструктурой города. Благодаря централизации достигнута экономия на госзакупках, документообороте, оплате работ коммунальных служб, поддержке инфраструктуры по предоставлению около 200 различных услуг с ежегодным потоком 650 млн запросов. К примеру, после того, как был налажен мониторинг за «глонассингом» (холостое перемещение, например, поливальных машин, накручивающих километраж и не выполняющих полезной работы) и стал проводиться анализ данных отдельных видеокамер из 140 тыс. установленных в городе, появилась возможность оплачивать только реально выполненную работу или выставлять штрафы за несоблюдение графика уборки.

О конкретном проекте класса BIM рассказали представители «Новой концессионной компании» и «Моспроекта-3», занятые в проектировании Северного дублера Кутузовского проспекта. Создав единое информационное пространство проекта, его смогли не только проработать вплоть до деталей, например оценить видимость водителем автомобиля при съезде с трассы или эргономику при ремонте теплотрассы под путепроводом, но и в пространстве 5D следить за ходом реализации проекта.