В Москве состоялась конференция IDC IoT Forum 2017, которая, как утверждают ее организаторы, призвана помочь российским предприятиям определить стратегию и практические цели применения Интернета вещей, расширить возможности традиционного бизнеса, осуществить переход к новым бизнес-моделям.

Согласно определению IDC, Интернет вещей — это сеть сетей, состоящая из индивидуально идентифицируемых устройств-«вещей», двунаправленное взаимодействие между которыми осуществляется с использованием IP-протокола без участия операторов.

«Интернет вещей характеризуется также набором решений, применяя которые можно получить информацию, позволяющую трансформировать взаимодействие и с этими объектами, и объектов между собой», — пояснила Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC в России и других странах.

Елена Семеновская: «Степень проникновения Интернета вещей в России во многом зависит и от уровня господдержки, и от осознания бизнесом тех преимуществ, которые он принесет»

Компонентами и технологиями, поддерживающими решения Интернета вещей, служат специализированные платформы, приложения и средства аналитики, облачные сервисы, а также традиционные программные и аппаратные средства ИТ-систем.

Рынок подобных платформ формируется в настоящее время многочисленными игроками, от нишевых вендоров и работающих в области промышленной автоматизации компаний до разработчиков программных продуктов и даже аппаратных средств. Поскольку подобные платформы фокусируются на отдельных аспектах систем Интернета вещей, в IDC считают, что необходимо создать «платформу платформ», способную не только интегрировать все разрозненные решения, но и привнести в них новую функциональность.

На текущем, первом этапе развития Интернета вещей в проектах и решениях значительное внимание уделяется самим подключаемым устройствам, а также шлюзам сбора и передачи их данных.

В дальнейшем, полагают в IDC, гораздо более важную роль будут играть средства облачной аналитики, машинного обучения, открытых платформ данных, а также интеллектуальных решений нового поколения, таких как ERP-приложения на базе систем искусственного интеллекта.

Как следует из отчета Internet of Things Spending Guide, опубликованного IDC в ноябре 2016 года, Россия находится на начальном этапе освоения Интернета вещей.

Более половины респондентов в нашей стране заявили IDC, что не намерены применять подключенные к сети устройства для сбора информации, мониторинга и автоматизации производственных процессов; о внедрении таких устройств сообщили лишь 35%, а 11% — о планах внедрения в ближайшее время. Развертывание проектов в области Интернета вещей более половины опрошенных связывают с инициативами советов директоров.

В прошлом году инвестиции отечественных предприятий в Интернет вещей составили ориентировочно 4 млрд долл.; на оборудование и программное обеспечение ушло приблизительно по 30%, на услуги — 22%, на связь — 19%. По прогнозам, с 2016-го по 2020 год рост рынка Интернета вещей в России составит в среднем свыше 20% в год, а объем рынка приблизится к концу этого периода к 9 млрд долл. Больше всего инвестиций в Интернет вещей будет делаться в транспортной, производственной, энергетической отрасли, потребительском сегменте и госсекторе. К сценариям использования Интернета вещей, которые в России реализуются активнее всего, аналитики в настоящее время относят дистанционное управление производственными активами, мониторинг грузоперевозок и повышение «интеллекта» энергосистем.

Для того чтобы воспользоваться преимуществами решений в области Интернета вещей, в IDC советуют предприятиям четко сформулировать задачу их внедрения; определить оптимальный сценарий развертывания; сформировать партнерские связи для реализации проектов, поскольку пока еще очень мало организаций способны самостоятельно выполнить такой проект «под ключ»; на всех этапах выполнения осуществлять продуктивный диалог технологических и бизнес-подразделений.

«Принятие технологий Интернета вещей объясняется ожиданием экономического эффекта и преимуществ для бизнеса. Эта технология может разочаровать, если неправильно будет поставлена задача. Вот почему компании проявляют интерес к сценариям развертывания Интернета вещей и к тем проектам, в том числе пилотным, которые на сегодня уже реализованы и показывают видимые для бизнеса результаты», — заявила Семеновская в интервью журналу «Директор информационной службы» (см. «В фокусе — Интернет вещей?», «Директор информационной службы», № 3, 2017).

Купить номер с этой статьей в PDF