Корпоративный мир сегодня охвачен опасениями, что с ростом темпов автоматизации значительная часть рабочих мест исчезнет. Возможно, немного успокоить массовую машинофобию поможет исследование, проведенное специалистами McKinsey Global Institute.

Аналитики института пришли к выводу о том, что, хотя половину нынешних трудовых процессов можно автоматизировать, это произойдет не раньше чем в 2055 году плюс-минус 20 лет. Реальный срок будет зависеть от целого ряда факторов, таких как скачки развития искусственного интеллекта и изменения экономического климата, подчеркивает Майкл Чуи, партнер McKinsey Global Institute, ведущий автор доклада. Составители доклада проанализировали 800 специальностей и 2 тыс. профессиональных обязанностей.

В докладе McKinsey сделана попытка трезво разобраться в ситуации, тогда как все подряд средства массовой информации обещают самоуправляемые автомобили, доставку товаров и еды дронами и роботами, железных консьержей, а также многие другие инновации, прежде считавшиеся уделом далекого будущего, а сегодня грозящие вот-вот отнять у людей рабочие места.

Автоматизация дает предприятиям возможность улучшать результативность путем сокращения числа ошибок, повышения качества и скорости работы, а также достижения результатов, неподвластных людям. Автоматизация также позволит повышать продуктивность — на 0,8–1,4% ежегодно на протяжении десятилетий, способствуя экономическому росту и помогая компенсировать сокращение численности трудоспособного населения во многих странах, пишет Чуи. Что касается реальных последствий для различных профессий, ситуацию спрогнозировать сложнее.

По оценке Чуи, полностью автоматизированы будут лишь примерно 5% всех профессий, и на 60% всех специальностей приходится 30% рабочих задач, которые могут быть автоматизированы. В целом автоматизация будет чаще выступать как подспорье для выполнения определенных заданий, а не для полной замены людей.

Наиболее пригоден для автоматизации физический труд в жестко структурированных, предсказуемых средах, а также деятельность, связанная со сбором и обработкой данных. На долю подобных задач приходится 51% всей трудовой деятельности в США, шире всего они распространены на производстве, в гостиничной отрасли, на предприятиях общественного питания и в розничной торговле.

Большинство работников, которых заменят автоматизированные системы, найдут другую работу, требующую освоения новых навыков и перехода на обновленные бизнес-процессы. «Экономический рост и создание новых рабочих мест будут обеспечиваться совместным трудом людей и роботов», — подчеркивает Чуи.

Но хотя в McKinsey уверены, что половину оплачиваемой сейчас трудовой деятельности можно автоматизировать с помощью нынешних технологий, сами темпы автоматизации, не говоря уже о ее влиянии на положение дел в мире, предсказывать очень сложно.

Эксперты рекомендуют ИТ-директорам решительнее экспериментировать с искусственным интеллектом и средствами автоматизации

Прогресс искусственного интеллекта добавляет неопределенности

Невозможно точно предсказать и ускоряющие автоматизацию научные прорывы в области искусственного интеллекта, в том числе в сфере машинного обучения и обработки естественного языка, как и нельзя прогнозировать, насколько они будут способствовать созданию новых рабочих мест.

Благодаря развитию средств обработки естественного языка и машинного обучения в 2016 году произошел «кембрийский взрыв» в области систем искусственного интеллекта, готовых к массовому применению. В корпоративных ИТ-департаментах по примеру потребительских мессенджеров стали внедрять чат -боты, начинают расти экосистемы вокруг персональных виртуальных помощников наподобие Amazon Alexa, а в индустрии финансовых услуг становятся нормой программные системы выдачи рекомендаций.

Но в большинстве ИТ-департаментов только приходит понимание, как применять искусственный интеллект, чтобы улучшить обслуживание заказчиков, отмечают в Forrester Research. Несмотря на большое желание внедрять искусственный интеллект, на многих предприятиях еще не уяснили, как его задействовать для решения конкретных задач. Кроме того, не хватает нужных специалистов.

Среди десятков компаний, внедривших Alexa в расчете на улучшение клиентского обслуживания, такие как Capital One, Whirlpool и Wingstop, но пока что результативность новой технологии с точки зрения бизнеса неясна. По словам ИТ-директора Wingstop Стейси Питерсон, Alexa сегодня — это по большому счету программный сервис для технически грамотных потребителей.

Тем не менее Чуи рекомендует ИТ-директорам продолжать экспериментировать с искусственным интеллектом и средствами автоматизации, которые сегодня становятся обязательными для любой бизнес-деятельности. «Думаю, со временем эффект будет проявляться все больше и больше», — заключает аналитик.

Вместо людей или вместе с людьми: кому угрожает искусственный интеллект?

Несмотря на то что новые технологии пока будут играть в большей степени вспомогательную роль, многие специалисты беспокоятся о своем будущем. Они считают, что роботы отнимут у них работу.

Лишь 4% специалистов, опрошенных SelectHub, полагают, что искусственный интеллект направлен исключительно в помощь им и ничем не угрожает, а наоборот — делает работу проще. Для 48% сотрудников, напротив, близка идея, что эти прорывные технологии вызовут массовые увольнения в различных индустриях, причем 38% отметили, что это может коснуться их лично.

Кто же больше всего опасается конкуренции со стороны роботов и прочих умных систем? Как выяснилось, это сотрудники издательств, предприятий торговли и строительных организаций. Больше всего оптимистов среди агентов недвижимости, госслужащих и ИТ-специалистов. Они полагают, что на самом деле новые технологии будут не только помогать выполнению работы, но и способствовать появлению новых рабочих мест.

Эксперты SelectHub, однако, не столь оптимистичны. Например, в сфере недвижимости наблюдается меньше всего обеспокоенных перспективой массовых увольнений — всего 22%. Возможно, она воспринимается как область, требующая человеческого участия, но исследования показывают, что искусственный интеллект вполне может заменить даже агентов недвижимости или брокеров. Более того, может быть автоматизирован и процесс поиска домов. Выбрав и введя в систему несколько ключевых параметров, в том числе бюджет, место и стиль дома, заказчик может мгновенно получить сотни предложений, отвечающих его требованиям.

В целом обеспокоенность сотрудников вполне понятна. В сентябре Forrester опубликовал исследование, согласно которому в течение пяти лет около 6% рабочих мест в США будет вытеснено системами искусственного интеллекта. В январе одна из японских страховых компаний анонсировала увольнение 34 своих сотрудников. Напомним, подобные планы относительно юристов, заполняющих типовые договоры, вынашивает и Сбербанк.