Многие развитые в технологическом отношении города изучают способы создания цифровых комплексов для управления трафиком и парковкой, для контроля за качеством воды и воздуха, а также предложения горожанам различных сервисов и веб-инструментов взаимодействия с госструктурами. Эксперты по умным городам называют такой системный подход городским мозгом или, если выражаться не столь образно, объединенной городской информационной панелью.

Проект по созданию платформы Smart Nation Platform, ведущийся в Сингапуре, позволит создать командный центр управления городской инфраструктурой, который поможет повысить качество управления данными, циркулирующими между различными агентствами, и принимать взвешенные решения по планированию. Располагая агрегированными данными, поступающими с датчиков, городские власти смогут более обоснованно подойти к дальнейшему развитию подземного транспорта и проведению других долгосрочных инвестиций в инфраструктуру на горизонте 10 или даже 50 лет.

«Национальная операционная система» для 100 млн объектов

Теоретически «городской мозг» может быть использован городской администрацией для оценки текущей ситуации. Установив миллионы недорогих беспроводных датчиков, можно следить за пробками на дорогах, давлением воды, уровнем загрязнения воздуха, толчеей на автобусных остановках, состоянием мусорных баков, снегом на улицах, затоплениями в результате ливней, здоровьем пожилых людей, не выходящих из дома, и другими показателями.

Представление данных на единой консоли подкрепляется обработкой сведений, поступающих из различных, не связанных друг с другом источников, с помощью технологий искусственного интеллекта и аналитических средств.

Систему управления городским движением, организованную еще много лет назад, можно дополнить сравнительным анализом данных о загрязнении воздуха. Это позволит освобождать самые загруженные транспортные артерии, вызывающие наибольшие загрязнения. Автомобилям, которые ждут дольше всех, дадут зеленый свет, что будет способствовать рассеиванию скоплений углекислого газа.

Конечно, нынешнее состояние технологий умного города еще далеко от совершенства. Городские власти предпочли бы следить за тем, что происходит в различных частях мегаполиса в реальном времени, не теряя дни и недели в ожидании докладов руководителей муниципальных служб.

«Нужно, чтобы данные общественного сектора анализировались ‘городским мозгом’», — заявил министр связи, информации и образования Сингапура Джанил Путучери.

Ответственным за реализацию этого проекта назначен Вивьен Балакришнан

Занимая пост министра иностранных дел и министра, отвечающего в Сингапуре за инициативу Smart Nation, Балакришнан намерен в ближайшие пять лет создать «национальную операционную систему для ста миллионов умных объектов». К их числу относятся умные светофоры и фонари, а также все размещаемые датчики и камеры.

Наверное, сюда же следует включить и 5 млн смартфонов, имеющихся у сингапурцев. Информация, поступающая с устройств GPS, поможет выявлять скопления людей на автобусных остановках, свидетельствующие о необходимости увеличения числа единиц общественного транспорта. В соответствии с сингапурскими законами о неприкосновенности частной жизни, данные эти будут храниться анонимно и применяться только с согласия их владельцев.

В своем подходе к созданию ‘городского мозга’ Сингапур продвинулся значительно дальше других городов в том числе и благодаря своим сетевым возможностям — недавно здесь завершилось развертывание гигабитной волоконно-оптической магистрали, к которой при желании можно подключить любой дом и любое предприятие.

А теперь давайте поближе познакомимся с экспериментальными программами, которые могли бы быть интегрированы с сингапурским «городским мозгом» по мере его развития.

Власти Сингапура намерены агрегировать данные о самых разных аспектах жизни густонаселенного города, чтобы сделать ее более комфортной для населения

Дорожное движение

Возможности «городского мозга» могут быть использованы для ликвидации заторов на дорогах. В Сингапуре имеется развитая система сигнальных рамок-ворот, которые устанавливают связь с транспондерами внутри автомобилей и взимают с водителей плату при попадании в загруженный центр города в часы пик.

Продолжается процесс подключения автомобилей к системам GPS, снабжающим водителей информацией о наименее загруженных дорогах в реальном времени. А для того чтобы водители прислушивались к этим советам, их стимулируют финансово.

Цель всех этих нововведений понятна: городские власти хотят, чтобы люди отказались от использования собственного автомобиля и пересели на общественный транспорт.

Погода

Корпорация IBM сотрудничает с сингапурским агентством по защите окружающей среды, сравнивая данные о погоде и влажности с информацией о высотном строительстве, что помогало прогнозировать вспышки лихорадки Денге — переносимого москитами вируса, который в тропических странах приводит к серьезному недомоганию и даже смерти.

Проект «городского мозга» в Сингапуре направлен на то, чтобы увязать данные о погоде с информацией о дорожной ситуации и убрать машины с улиц в случае приближающегося шторма.

Ведомственная информация для граждан

В настоящее время IBM использует когнитивную систему Watson для организации коммуникаций граждан с двумя ведомствами — налоговым управлением Сингапура и министерством трудовых ресурсов, к сайтам которых теперь можно обращаться путем обычных текстовых запросов.

Принцип «любой двери» (no wrong door policy) помогает упростить общение с бюрократическим аппаратом. Цель IBM заключается в том, чтобы помочь властям Сингапура распространить этот подход на все 60 правительственных агентств.

Услуги для пожилых и образование

«Городской мозг» может использоваться для координации результатов экспериментальных проектов. В клинике Changi General Hospital, например, есть исследовательское отделение, которое тестирует системы датчиков, размещенных в жилищах пожилых людей. Датчики эти собирают информацию о частоте открытия дверей и использования туалета, а также регистрируют громкие звуки, которыми сопровождаются падение человека или его призывы о помощи.

Сбор «городским мозгом» анонимных данных об уведомлениях поможет распознавать типовые ситуации, отражающиеся на состоянии здоровья стареющего населения. Если, к примеру, удастся выявить связь между падениями пожилых людей и особенностями определенного жилья, это может свидетельствовать о недостатках его интерьера, освещения или ковровых покрытий. Возможно, определенные шаблоны помогут определить пути распространения вирусов, поражающих пациентов.

Сингапурские школьники с юных лет начинают изучать программирование и другие технические дисциплины. При этом дошкольникам в обучении помогают игрушки-роботы. К восьми годам многие учащиеся уже работают с упрощенными языками программирования и объединяются в группы для решения первостепенных для Сингапура проблем, связанных с изменением климата и нехваткой природных ресурсов.

Приоритет — конфиденциальности

Размещение датчиков в жилищах пожилых людей породило вопросы о конфиденциальности данных и защите тайны частной жизни, с которыми сталкиваются все города, хранящие информацию о своих граждан. Около двух лет назад в Сингапуре был принят закон о защите конфиденциальности данных.

Особое беспокойство вызывает развертывание систем всеобщего наружного видеонаблюдения. Его цель заключается в выявлении случаев хулиганства и противоправного поведения (например, взлома автомобилей), но мониторингу подвергаются и законопослушные граждане.

Во многих случаях местные власти уже заявляют о намерении наблюдать за перемещениями отдельных лиц и их групп, отслеживая с помощью видеодатчиков лишь их размеры и силуэты. Впрочем, что бы ни говорили власти, очевидно, что по мере совершенствования систем модернизированный «городской мозг» в любом случае начнет вторгаться в частную жизнь в большей или меньшей степени, в зависимости от изменения законов и позиции государства. И здесь в игру вступает извечный вопрос о доверии к правительству.

Некоммерческая организация Freedom House, ежегодно оценивающая состояние гражданских и политических свобод более чем в 150 странах, охарактеризовала в 2016 году Сингапур как «частично свободное» государство, набравшее 19 из 40 очков в части политических свобод и 32 из 60 очков в части свобод гражданских.

Доверие

Стив Леонард, возглавляющий новую структуру SG-Innovate, призванную способствовать продвижению сингапурских технологических инициатив, заявил, что получил четкие указания учитывать конфиденциальность частной жизни. Много внимания сегодня уделяется защите данных, которые связаны с изучением генома и включают в себя очень много конфиденциальных сведений.

Жаклин По возглавляет в Сингапуре агентство по технологиям, занимающееся внедрением широкого спектра цифровых сервисов, приложений и инфраструктуры.

Она признает, что установление связей между различными датчиками в городе приведет к созданию объединенной платформы, но «совершенно понятно, что речи о персональных данных здесь не идет». Все персональные данные будут храниться в анонимном виде.

По мнению директора информационного агентства Media Development Authority Гэбриела Лима, граждане Сингапура не драматизируют вопрос о конфиденциальности данных, потому что доверяют своему правительству.

Возможно, говорить об этом пока слишком рано, но Сингапур уже успел заслужить высокие оценки аналитиков за свои инициативы в области строительства умного города.

«Использование централизованного ‘городского мозга’ — действительно наилучший подход, — считает главный аналитик компании ZK Research Зевс Керравала. — Выстраивая интеллектуальные системы управления транспортом независимо друг от друга, вы не добьетесь успеха. Связи между данными — вот откуда черпается ‘интеллект’. Конечно, здесь необходимо учитывать очень много факторов, но в конечном итоге гораздо дешевле и эффективнее делать все централизованно, чем выстраивать одну независимую сеть за другой».