Гигант розничной торговли Walmart в партнерстве с IBM намерен с помощью блокчейна повысить контроль и прозрачность всей своей сети поставок продуктов.

Компания приступила к реализации рассчитанного на год проекта, который призван улучшить эффективность цепочки поставок и способствовать тому, чтобы клиенты могли получать более свежий ассортимент продовольствия. В Китае Walmart занимается созданием экспериментальной системы, отслеживающей прохождение свинины и ее поставки на прилавки магазинов. Аналогичную схему планируется внедрить и в США, перенеся ее на прочие продукты.

«Мы провели ряд встреч с представителями IBM, с тем чтобы определить необходимые параметры, — сообщил вице-президент Walmart по безопасности товаров Фрэнк Яннис. — Какие данные и атрибуты следует хранить и анализировать? Как будет осуществляться их регистрация в каждой точке продуктовой системы? Участники проекта уже приступили к программированию и разработке пользовательских интерфейсов, так что все идет очень хорошо».

«Вопрос заключается в том, чтобы иметь возможность контролировать и отслеживать происхождение продуктов и их путь от фермы до стола потребителей, — пояснил Яннис. — Организации, заинтересованные в соответствующей информации, были всегда. И они предпринимали попытки получить информацию. Но имеющиеся на сегодня наработки весьма противоречивы, поскольку никаких стандартов не существует. В США требования ограничиваются поддержкой операций на шаг вперед и шаг назад. Что же касается современных продуктовых систем, они, несмотря на растущую сложность, обладают целым рядом преимуществ. Рассмотрим ситуацию с отдельно взятым фермером. Производимый им продукт должен попасть сначала в систему обработки пищевой продукции, а затем в распределительный центр. Этот процесс включает в себя множество этапов. В каждой из точек продуктовой системы, согласно существующим требованиям, операции регистрируются лишь на один шаг вперед и один шаг назад — полной картины при этом вы не имеете. Учет товародвижения ведется с помощью не связанных друг с другом методов, и сегодня все по большей части оформляется на бумаге. Вы не можете проделать это быстро, не можете обеспечить необходимую точность, не видите полной картины».

Используя сочетание датчиков Интернета вещей и блокчейна, в Walmart рассчитывают ускорить отслеживание прохождения продуктов и получить при этом полное и соответствующее действительности представление.

«Такой подход сулит массу потенциальных преимуществ, — заметил Яннис. — Возьмем, к примеру, безопасность товаров. Причиной скандалов здесь чаще всего становятся регистрируемые в стране вспышки тех или иных заболеваний. Реагируя на них, контролирующие органы запрещают, например, потребление шпината. Под подозрение подпадают все, кто не сумел доказать свою невиновность. Продукты убираются с полок, и начинается расследование. Когда страсти утихают, как правило, выясняется, что виноват какой-то один поставщик, возможно даже одна производственная линия. Если же у вас есть возможность быстрой идентификации, вы оперативно убираете соответствующий товар и предупреждаете тем самым дальнейшие заболевания».

К выбранным Walmart и IBM точкам контрольных данных относятся местоположение фермы, номер лота и дата сбора урожая. А вот атрибуты прозрачности могут быть разными. Учитывается, был ли урожай выращен экологически чистым способом, применялись ли органические удобрения и использовались ли пестициды. Для получения полной картины собирается вся необходимая информация.

«Мы полагаем, что, проделав такой набор мероприятий для всей системы в целом, мы сможем оптимизировать ее функционирование, — пояснил Яннис. — Нет сомнения, что прохождение потоков продовольственных товаров от фермы до конечного потребителя ускорится. А это очень важно для потребителя, ведь продовольственные товары имеют ограниченный срок годности. Как только вы срываете клубнику, она начинает умирать, и надо доставить ее с поля покупателю как можно быстрее».

Ожидается, что в конечном итоге покупатели в Walmart смогут почерпнуть больше информации из этикеток (возможно, с помощью приложения для смартфона), узнав путь прохождения товара и прочие интересующие их сведения. Естественно, для того, чтобы все это заработало, потребуется активное участие и других крупных игроков пищевой индустрии.