На фоне Больших Данных, Интернета вещей и других составляющих цифровой трансформации предприятий, без упоминания которой сейчас не обходится почти ни одно крупное мероприятие в ИТ-отрасли, сегмент систем электронного документооборота кажется тихой заводью, даже проект Docflow переименовал свое флагманское мероприятие в DigEn, намереваясь охватить более широкий круг тем, связанных с «цифровым предприятием». А для обсуждения проблем собственно документооборота как такового осталась серия мероприятий Docflow Pro.

Впрочем, и тематика последней конференции Docflow Pro порой выходила за рамки классического документооборота и затрагивала проблемы предприятия в целом. Причина в том, что, как отметил Максим Тамбиев, директор по России международной аналитической компании Forrester Research, цифровая трансформация меняет роль систем управления документооборотом и систем управления контентом предприятия (Enterprise Content Management, ECM). В условиях жесткой конкуренции трудно получить длительное конкурентное преимущество за счет новых идей, продуктов или технологий — «повторить можно все». Кроме умения работать с клиентом, подчеркнул Тамбиев. Это умение, разумеется, во многом зависит от человеческого фактора — обученности и мотивированности сотрудников. Но и системы электронного взаимодействия играют далеко не последнюю роль, причем все время возрастающую. По оценке Тамбиева, более половины компаний «пускают» партнеров и клиентов в свои ИТ-системы. И им приходится поддерживать два ECM-решения — «внутреннее» и то, в котором они общаются с партнерами, обеспечивать их корректное взаимодействие.

Ну и, конечно, контент предприятия — структурированный (транзакционные данные), неструктурированный и частично структурированный — необходимо использовать в системах бизнес-аналитики. Структурированный контент, согласно данным Forrester, используют «более чем наполовину» 33% из 1,8 тыс. опрошенных, неструктурированный — 22%, частично структурированный — 16%. Работы над совершенствованием систем ECM еще непочатый край.

Это требует наличия стратегии цифровой трансформации. В России, согласно исследованию Docflow, представленному руководителем проекта Анной Щепиловой, 60% из пяти сотен опрошенных компаний заявили о наличии такой стратегии, 25% смело отнесли себя к цифровым. Для сравнения, в ходе исследования MIT Sloan Management и Deloitte цифровыми себя назвали 29% компаний из разных стран. При этом 80% опрошенных российских компаний считают, что им цифровая трансформация дала большую гибкость и адаптивность по сравнению с конкурентами

Есть и другое мнение. В ходе исследования Высшей школы экономики многие российские бизнесмены утверждают, что «не удовлетворены гибкостью ИТ». 57% респондентов считают, что внедрение ИТ-систем замедляет развитие компании, и лишь 23% — что ускоряет. Представивший эти результаты Александр Громов, заведующий кафедрой моделирования и оптимизации бизнес-процессов в ВШЭ, отметил, что электронный документооборот действительно может сделать структуру компании очень жесткой. В «нецифровой» компании можно «срезать угол», пренебречь какими-то регламентами, получить подпись задним числом или обойтись устным согласием, а в цифровой придется прогонять документ по всем инстанциям и получать все необходимые визы одну за другой, иначе документ просто не уйдет в следующую инстанцию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF