«Экономический кризис заканчивается, а вот банковский — нет. Высокая дефолтность финансовых организаций сохранится как минимум еще на два года», — заявил Михаил Матовников, главный аналитик Сбербанка, в рамках форума Experian Day 2016. В этом году основной фокус конференции был направлен на обсуждение задач, которые должны решить финансовые организации, чтобы обеспечить рост бизнеса в текущей экономической ситуации.

Выступление Матовникова, рассказавшего о своем видении ситуации в экономике и банковской системе России, можно назвать умеренно оптимистичным. Подчеркнув, что озвучивает собственное мнение, а не официальную позицию Сбербанка, он отметил, что переход к экономическому росту — вопрос решенный; рост уже есть, просто малозаметен.

«Финансовые результаты компаний улучшились, о чем свидетельствует рост остатков на счетах предприятий», — констатировал Матовников.

Однако российский рынок по-прежнему находится под воздействием нескольких негативных факторов. Чтобы вернуться к росту, придется изобретать новые механизмы; прежними методами это сделать не получится.

По словам Матовникова, рынок ожидает отнюдь не восстановление до прежнего состояния, а трансформация по подобию китайского, где значительную роль играет экспорт.

Однако улучшение общего состояния рынка мало отразится на финансовом секторе. Инфляция будет сокращаться, и банкам необходимо учитывать это. Им требуется усилить работу по стресс-тестированию и искать новые источники повышения эффективности.

«Наступила эра клиента, принесенная ветром цифровых перемен, и для банков она более заметна, чем кому бы то ни было», — отметила Мартина Ноймар, бизнес-консультант Experian. Цифровые технологии постоянно меняют правила игры, а взаимоотношения с клиентом приобретают решающее значение для развития бизнеса. При этом много внимания приходится уделять борьбе с мошенничеством, которое становится все более изощренным; как показывает практика, организации не готовы к этому. Необходимо не только отразить незаконные действия, но и не задеть интересы добропорядочных клиентов. Любое нарушение баланса чревато серьезными финансовыми и репутационными потерями.

Как полагает Саломея Пиртахия, начальник управления кредитных рисков банка «Юникредит», действия банка в нынешних условиях зависят от его стратегии и готовности принимать риски. Поэтому работа в цифровых каналах возможна только при наличии огромного количества данных о клиентах и умении работать с этими данными. Все банки создают модели оценки клиентов, но большинство из этих моделей до сих пор находятся в стадии разработки.

Ксения Мухорина, директор кредитного департамента «Ситибанка», уверена, что работа с клиентами «с улицы» станет локомотивом роста большинства банков. Однако надо быть готовыми к тому, что в конечном итоге самым выгодным сегментом для всех окажется одна и та же категория людей, и именно за них будет идти борьба.

«Кредитование в точках продаж — 'вечный больной' финансового рынка: все видят его проблемы и прогнозируют скорую смерть, а он продолжает жить. Более того, кому-то удается делать на этих продуктах бизнес», — сказал Сергей Турищев, начальник отдела портфельного риск-анализа «Альфа-Банка». По его мнению, кредитные карты — уникальный продукт, при реализации которого навыки риск-менеджмента и прогнозирования гораздо важнее всего остального. Это тот случай, когда можно хорошо зарабатывать не за счет существующей клиентской базы, а за счет умения работать с данными.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF