Состоялась очередная конференция серии «Интернет +», проводимая Институтом развития Интернета, — «Интернет + финансы». Одной из горячих тем для финансового рынка, с легкой руки главы Сбербанка Германа Грефа, стало соперничество классических банков с технологическими компаниями, предлагающими финансовые услуги. Преимущество последних в том, что регуляторы не накладывают на них таких ограничений, как на классических игроков. В Банке России, по словам Ольги Скоробогатовой, заместителя председателя ЦБ, подумывают о том, чтобы узаконить «регулятивные песочницы» и разрешить банкам тестировать технологии обслуживания, не применяя к ним санкции в случае нарушения каких-либо норм. Это должно помочь отработать сами технологии, а также понять, как регулировать их использование, если технологии заработают в промышленном масштабе. Такие «песочницы» созданы в Великобритании, Гонконге и Австралии, собираются их внедрять и в ОАЭ. Эксперимент может стартовать уже в следующем году.

В Росфинмониторинге, заверил Павел Ливадный, заместитель директора ведомства, понимают необходимость движения вперед и внедрения новых технологий. Но, посетовал он, банки и сейчас коегде порой недостаточно бдительно проверяют клиентов и их транзакции. А новые технологии привнесут и новые риски, в том числе и по части финансирования терроризма.

У Пенсионного фонда другая проблема — ПФР практически готов стать «полностью электронным» и перевести все услуги в электронный вид. Но мешает человеческий фактор: основная масса его клиентов, пенсионеры, пока предпочитают личное общение. Впрочем, поскольку каждое следующее поколение пенсионеров будет компьютерно грамотнее, то и электронные услуги ПФР будут со временем все более востребованы.

По мере того как госструктуры рапортуют о подключении к их системам все большего количества граждан, встает вопрос: как еще можно использовать данные, имеющиеся в государственных системах?

Так, Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, отметив, что на портале госуслуг зарегистрировано уже около 32 млн граждан, рассказал о планах подключения коммерческих структур к «гос­обороту» электронных документов с целью получения данных о гражданах, что избавит последних от необходимости самим эти данные в структуры предоставлять. Процесс выдачи информации, по словам Козырева, будет проходить под полным контролем гражданина — он будет получать запрос с описанием того, кто и что именно хочет о нем узнать, и сможет одобрить предоставление данных или отклонить запрос. Тестирование ведется на базе данных Пенсионного фонда, но уже в декабре в Минкомсвязи опубликуют инструкцию о том, как банкам подключаться к этой услуге.

О возможности коммерческого использования накопленных госструктурой данных упомянул и Андрей Бударин, начальник управления оперативного контроля ФНС. Поправки в ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники…» могут сделать налоговую службу владельцем самой большой, хотя и несколько однообразной базы данных, в которой будет накапливаться информация о покупках: согласно новой редакции закона, контрольно-кассовая техника должна быть оснащена модулями, способными передавать сведения ФНС в реальном времени. Обработка обезличенной информации о тратах может дать немало пищи для размышлений предприятиям торгового сектора, да и не только им.