Почти 70% российских бизнес-лидеров считают технологический прогресс главной мировой тенденцией, которая будет оказывать влияние на их бизнес в ближайшие пять лет. Таковы результаты опроса руководителей крупнейших отечественных компаний, проведенного Pricewaterhouse­Coopers в 2015 году. Под технологическим прогрессом в исследовании подразумевалась скорость изменения бизнес-моделей компаний под воздействием технологий. «Сейчас главный фактор успеха — это скорость реагирования. Для бизнеса это скорость трансформации бизнеса», — отметил Герман Греф, председатель правления Сбербанка, в интервью PwC.

Определение рисков, возникающих вследствие технологического прогресса, и управление ими — приоритет для почти половины генеральных директоров, и 45% считают приоритетным наличие качественной инфраструктуры, включая цифровую. Как сообщил Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, в ответах участников опроса прозвучали слова о важности для бизнеса трех ключевых направлений: мобильного Интернета, анализа Больших Данных и безопасности. Технологии лежат в основе изменения поведения покупателей. «В результате развития технологий меняется и наш клиент, он становится все более мобильным и требует большего объема качественной информации. Клиент диктует, как мы должны измениться, чтобы он продолжал оставаться с нами», — сказал Рубен Аганбегян, генеральный директор корпорации «Открытие Холдинг».

Игорь Лотаков: «Мы не видим достаточной системной работы по реорганизации управления компаниями»

Мобильные технологии и социальные сети стали основными способами получения информации, а также приобретения товаров и услуг. Как видно на примере Uber, мобильный Интернет вытесняет неэффективные производственные мощности. «Какую бы отрасль мы ни взяли, технологии, и особенно мобильный Интернет, будут менять способ организации бизнеса», — заметил Лотаков. А значит, компаниям предстоит не только оптимизировать затраты, но и совершенствовать бизнес-модель.

Между тем 64% руководителей компаний намерены ответить на быстро растущие геополитические, технологические и регуляторные риски сокращением операционных расходов. Вступить в новые стратегические альянсы или совместные предприятия, найти новых партнеров или новые источники доходов собираются 43%. Около трети руководителей планируют передать отдельные бизнес-процессы или функции на аутсорсинг (27%). По мнению некоторых российских генеральных директоров, кризис создает отличную мотивацию для изменений в бизнесе и оптимизации структуры затрат компании.

По словам Лотакова, адаптивные способности вертикально выстроенных компаний довольно слабы, они сокращают затраты на персонал, оставив без изменения бизнес-модель, пытаются оптимизировать то, что есть, вместо того чтобы подумать о чем-то новом.