Аналитики Gartner считают DevOps определенной философией, для следования которой необходимы изменения культуры коммуникаций в ИТ-департаментах. Однако инструменты автоматизации имеют не меньшее значение для успешного перехода к DevOps. По прогнозам Gartner, объем рынка таких систем в 2015 году достигнет 2,3 млрд долл., рост по сравнению с прошлым годом составляет 21,1%. Востребованность этих продуктов вполне объяснима — аналитики полагают, что DevOps перестает быть нишевой стратегией крупных облачных провайдеров и в 2016-м будет реализована в четверти компаний из списка Global 2000.

Интерес к DevOps проявляют многие поставщики решений автоматизации процессов разработки и эксплуатации ИТ-сервисов. Однако неудивительно, что HP, с ее солидным бэкграундом в обеих этих сферах, а также в области комплексного управления ИТ, стала фактически первопроходцем на российском рынке с точки зрения предложения единого универсального подхода к реализации DevOps, как в свое время была первой, кто начал систематически продвигать в нашей стране принципы управления ИТ-сервисами (ITSM).

В чем особенности стратегии DevOps в Hewlett Packard Enterprise и какие компания предпринимает шаги по ее реализации на российском рынке, рассказывает Андрей Кутуков, директор департамента программных решений HPE в России.

— Как в НРE определяют DevOps?

DevOps — это подход, который позволяет подразделениям разработки, тестирования и эксплуатации реализовывать текущие требования бизнеса по постоянному выпуску ПО и сервисов путем организации взаимодействия этих групп. Это определение было сформулировано осенью прошлого года, когда компания начала структурировать свою деятельность в области DevOps, и, по моему мнению, оно одно из самых удачных. В нем вводится три основных участника процесса — подразделения разработки, тестирования и эксплуатации, объясняется суть процесса — реализация требований бизнеса по постоянному выпуску ПО и сервисов — и задается метод, как это сделать путем взаимодействия всех сторон.

— Что послужило стимулом к тому, что компания начала активно заниматься этим направлением?

Актуальность темы для рынка. Концепция Dev­Ops известна не первый год. Программные решения HPE для управления требованиями, автоматизации тестирования, повышения эффективности процессов эксплуатации ИТ развиваются уже много лет. Но наступил момент, когда и бизнес, и ИТ-организации начали осознавать, что на разработку, тестирование и эксплуатацию надо смотреть как на сквозной процесс, только в этом случае удастся ускорить выпуск новых ИТ-сервисов, без которых бизнес сегодня может потерять конкурентоспособность.

С помощью DevOps ИТ-департамент получает реальную возможность стать более гибким и эффективным и значительно быстрее внедрять новую функциональность. Для больших корпоративных ИТ-организаций это серьезная смена парадигмы, которая не может пройти безболезненно и часто отторгается. Но наиболее зрелые ИТ-департаменты активно движутся в сторону DevOps. Сегодня с наибольшим энтузиазмом обсуждают применение новой концепции банки, которые, как всегда, на острие ИТ-инноваций. На рынке финансовых услуг конкуренция давно вышла за рамки банальных процентов по кредитам, теперь условием успеха становится способность предлагать современные комплексные продукты и постоянно их обновлять, предугадывая потребности заказчика и вовремя предлагая то, что ему действительно необходимо. Технологическое совершенство становится определяющим для получения банком конкурентных преимуществ.

Понимая потребность заказчиков в DevOps и обладая набором программных решений для реализации этой концепции, наша компания вывела на рынок свои предложения в этой области и постоянно развивает портфель продуктов и сервисов, чтобы с наибольшей эффективностью поддерживать DevOps.

Андрей Кутуков: «Методология DevOps особенно актуальна для тех компаний, которые предоставляют большое количество сервисов конечным потребителям»

— Что предлагает НРE для реализации DevOps?

Год назад в HPE была создана специальная группа, в основном из европейских специалистов, которая работает над пакетом предложений HP DevOps. Перед ними стояла задача комплексного описания процессов DevOps на всех уровнях — от общей архитектуры решения до конкретных интеграционных сценариев.

Когда такая модель процессов была построена, началось формирование сервисов на ее основе. Первая группа таких сервисов — это семинары, на которых мы рассказываем заказчикам о том, что представляет собой DevOps с точки зрения HPE, что необходимо для реализации этой концепции, определяем планы развития и рекомендации, специфичные для данного предприятия. Кроме того, мы предлагаем сервисы по выбору и настройке процессов DevOps. В зависимости от своих задач предприятие может выбрать реализацию всего и сразу, хотя мы рекомендуем пошаговый подход к внедрению. Третья группа сервисов обеспечивает настройку средств автоматизации DevOps.

Портфель HPE DevOps постоянно развивается и расширяется. Этим летом, например, был выпущен так называемый DevOps Model Office — универсальное решение, интегрирующее множество продуктов как НРE, так и сторонних производителей для демонстрации различных сценариев DevOps. Решение может быть представлено в виде виртуальной среды или развернуто на площадке заказчика. Это дает возможность на практике увидеть непрерывную интеграцию (Continuous Integration) и непрерывное предоставление (Continuous Delivery) как составные части DevOps.

Наш подход к реализации DevOps отличает комплексность. Хорошо понимая, как это должно быть выстроено с точки зрения процессов, HPE предлагает соответствующий консалтинг и при этом обладает набором инструментов автоматизации, позволяющих реализовать эти процессы от начала и до конца.

— Насколько подход DevOps востребован в России? Кто ваши потенциальные заказчики?

В России очень большой интерес к этой концепции. Мы проводим семинары по DevOps, и многие заказчики просят нас оценить текущее состояние их ИТ-подразделений с точки зрения отношений между группами разработки и эксплуатации, построить для них «дорожную карту». Сейчас такая работа ведется с несколькими крупными компаниями, и, думаю, когда мы сможем рассказать рынку о ее результатах, это даст еще один толчок к продвижению DevOps в России.

Методология DevOps особенно актуальна для тех компаний, которые предоставляют большое количество сервисов конечным потребителям, поэтому наши потенциальные клиенты в России — это в первую очередь банки и операторы связи. Возможно, за ними последуют представители розничной торговли.

— Планируется ли привлечение партнеров к реализации проектов по HPE DevOps?

Пока мы рассчитываем на собственные силы, но проводим обучение партнеров, рассказываем им о DevOps как о новой и перспективной области.

— Управление ИТ всегда было одним из ключевых направлений для HP Software. Есть ли взаимосвязи между HPE DevOps и другими областями ИТ-управления, которыми занимается компания, например ITSM?

Безусловно. И в последнее время нам в этом очень помогает IT4IT — концепция единой архитектуры управления ИТ, которую разрабатывает и продвигает консорциум The Open Group. HPE принимает активное участие в этой работе. DevOps, как и ITSM, является одним из аспектов архитектуры IT4IT. Очень ценно то, что в ее разработке ведущую роль играют заказчики, в частности инициатором создания рабочей группы по IT4IT в The Open Group была компания Shell.

DevOps и IT4IT входят в список основных направлений, которые программный департамент Hewlett Packard Enterprise намерен продвигать сегодня на рынок.

— Внедрение DevOps — задача организационная и культурная в не меньшей степени, чем техническая. Вы готовы помогать своим заказчикам в решении такого рода проблем?

В DevOps, как и в ITSM, есть три составные части — процессы, люди, технологии, и человеческий фактор — проблема номер один для организаций, решивших встать на путь DevOps. Можно внедрить процессы и технологии DevOps, но без перестройки сознания это работать не будет. Поэтому существенной частью подхода HPE Dev­Ops является работа с людьми, что подразумевает как обновление оргструктуры, так и формирование правильного поведения, это необходимо для перехода от разрозненных групп разработки и эксплуатации к единой команде с общими KPI и четко определенными ролями. Нам помогает многолетний опыт консалтинга по управлению организационными изменениями.

Все дело в инструментах

Появление концепции DevOps в значительной степени связано с распространением гибких (agile) подходов к разработке, которые нуждаются в соответствующей оперативности внесения изменений на этапе эксплуатации. Однако переход компаний к DevOps зачастую сдерживало отсутствие технологий, позволяющих ускорить цикл разработки от появления идеи до передачи сервиса в «продуктив». Как отмечает Андрей Косыгин, архитектор решений Hewlett Packard Enterprise в России, если создание тестовой среды занимает от месяца до полугода, что очень часто бывает на практике, то все преимущества быстрой разработки нивелируются. Кроме того, необходимы решения для налаживания сквозных процессов DevOps. В их отсутствие результаты разработки приходится вручную передавать на тестирование (причем сред и видов тестирования может быть множество), а затем тоже вручную вводить продукт в эксплуатацию.

По словам Андрея Косыгина, за последнее время в портфеле компании HPE появились новые решения для быстрого развертывания сред тестирования, а также реализованы возможности интеграции инструментов автоматизации разных этапов жизненного цикла в единый комплекс, благодаря чему процессы DevOps могут быть внедрены быстро и эффективно. Косыгин также подчеркивает, что в реализации процессов HPE DevOps программные средства HPE могут взаимодействовать с решениями с открытым кодом, а также с инструментарием других вендоров.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF