Подмосковье поздно включилось в текущую программу информатизации здравоохранения, которая в других регионах реализуется уже четвертый год. Первые попытки запустить маштабный проект внедрения медицинской информационной системы оказались неудачными. Однако за последние полтора года сделать удалось немало, утверждает Нина Суслонова, министр здравоохранения Московской области, и «текущий год должен стать прорывным».

Информатизация основных задач отрасли в регионе сегодня строится на основе единого программного решения. В 2014 году областной Минздрав получил права на неограниченное использование информационной системы «ТрастМед», разработанной белгородской компанией «СофТраст», во всех медицинских учреждениях. Данная система также служит в качестве регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения в Белгородской, Рязанской, Омской областях и в Республике Якутия.

По словам Максута Шадаева, министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, основные затраты на реализацию проекта связаны с оснащением рабочих мест врачей персональными компьютерами. По сравнению с 250 млн руб., выделенными из бюджета на первый этап — компьютеризацию рабочих мест врачей в детских поликлиниках и женских консультациях с включением их в единую телекоммуникационную сеть, расходы на внедрение программного обеспечения и обучение пользователей невелики и составляют порядка 10–12 млн руб., сообщил он. Всего в области насчитывается 32 тыс. рабочих мест врачей и среднего медперсонала, из них сейчас автоматизирована примерно половина.

Виртуализация регистратуры

Как и в большинстве регионов, в Подмосковье информатизацию здравоохранения начали с электронной регистратуры, организовав удаленную запись на прием к специалистам первичного звена через региональный портал госуслуг, областной портал «Здравоохранение», а также контакт-центр губернатора. Доступ к расписанию врачей предоставляют также инфоматы в холлах мед­учреждений.

Максут Шадаев: «Электронная регистратура обеспечивает сквозной процесс управления потоком пациентов»
Источник: mosoblduma.ru

Теперь через портал госуслуг к врачам записываются 12–17 тыс. человек в день. Каждый седьмой житель области (более миллиона человек), предпочитает записываться на прием через Интернет, причем 10% пенсионеров старше 60 лет также активно используют электронные способы записи.

При необходимости врач прямо на приеме может назначить пациенту в «ТрастМед» конкретное время госпитализации или посещения специалистов. «Электронная регистратура обеспечивает сквозной процесс управления потоком пациентов», — отметил Шадаев.

Меняется и организация приема пациентов: заранее подбираются карты, назначаются дежурные администраторы, помогающие пациентам сориентироваться. В некоторых учреждениях нагрузка на регистратуру уменьшилась настолько, что от нее планируют отказаться, а в детской поликлинике в Солнечногорском районе и в женской консультации в Клину регистратуры уже исчезли, все пациенты записываются по телефону, через Интернет или инфомат с помощью дежурных администраторов. В результате очереди в регистратуры в целом по области сократились на 43%.

Льготное лекарственное обеспечение по всей стране автоматизировали еще в 2005 году, и на портале zdrav.mosreg.ru по номеру рецепта сейчас можно посмотреть наличие в аптеках льготных лекарств. А вот оцифровать обычные рецепты решились пока немногие регионы. По словам Шадаева, вскоре завершится переход на информационную систему учета рецептов, и все выписываемые рецепты будут заносится в базу. При этом рассматривается возможность сразу печатать на обратной стороне рецепта сведения о наличии этих лекарств в ближайших аптеках и цены на них.

 

Лучшее — детям

Перевод на электронные медицинские карты в Подмосковье начали с детских поликлиник и роддомов, пытаясь не только сразу наполнить создаваемые документы информацией, но и обеспечить относительную полноту цифровых данных. Кроме того, ожидается, что такая расстановка приоритетов позволит эффективно использовать скромные финансовые ресурсы. «Мы решили идти поэтапно и сегментированно, cделать глубокое внедрение, полностью закрыв конкретный сегмент — детский», — говорит Шадаев. До конца 2015 года эту работу планируется полностью завершить.

Сейчас протестированная в пилотном режиме система внедряется во всех 147 детских поликлиниках и 68 женских консультациях; в 2016 году придет очередь 186 взрослых поликлиник и стационаров. Все посещения в детских учреждениях предполагается фиксировать и включать в электронную историю болезни, накопленные данные будут использоваться в том числе для активного скрининга.

Постоянная задача для областного правительства — поиск источников финансовых ресурсов. Как рассказал Шадаев, со страховыми компаниями сейчас обсуждается возможность платного доступа к электронным медкартам для проведения экспертизы счетов, выставляемых медучреждениями за оказанные ими услуги. Такой сервис даст возможность страховщикам экономить на дорогостоящих выездных проверках. Полученные таким образом средства планируется направлять на дальнейшее оснащение рабочих мест врачей. Но пока договоренность о размере оплаты этой услуги еще не достигнута.

Одна из немаловажных задач информатизации связана с получением квот на выполнение высокотехнологичных операций в федеральных мед­учреждениях. Чтобы получить квоту, пациенту необходимо приехать в Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского. Это не слишком удобно, особенно для тяжелобольных из отдаленных районов. Поэтому cейчас процедуры перестраиваются таким образом, чтобы все документы для оформления квоты передавались из медучреждения напрямую в МОНИКИ. А пациент при необходимости сможет принять участие в заседании профильной комиссии МОНИКИ по видео-конференц-связи.

Стоимость приема

Третья базовая задача, которую рассчитывают решить в Подмосковье с помощью «ТрастМед», — персонифицированный учет оказанных медицинских услуг по каждому медработнику и по каждому пациенту. В этой же системе активно работает и Фонд обязательного медицинского страхования, который может подсчитать, сколько жителей пригорода получили услуги в столице, а сколько москвичей — в области, и какие это виды услуг, отметила Суслонова. Уже проведена инвентаризация всей материально-технической базы, которой располагает подмосковное здравоохранение, оценив в том числе и уровень загрузки медицинского оборудования.

В октябре в личных кабинетах на региональном портале госуслуг жители Подмосковья смогут получить доступ к своей истории посещения мед­учреждений, к информации о сделанных врачом назначениях, а также об оказанных медицинских услугах и их стоимости, сообщил Шадаев. Предполагается, что это позволит бороться с приписками: прямо через личный кабинет можно будет пожаловаться в территориальный фонд обязательного медицинского страхования на приписки или низкое качество услуг. Защищенный доступ с двухфакторной схемой авторизации планируется предоставлять только по заявлению пациента.

Для мониторинга хода информатизации еженедельно составляются внутренние рейтинги медицинских учреждений по уровню использования инфосервисов, по доступности записи, количеству пациентов, записавшихся через электронную регистратуру. При этом, по словам Суслоновой, в учреждениях с минимальным рейтингом обычно наблюдается наибольшее количество жалоб.

Завершается перевод всех станций скорой помощи на единую технологию управления машинами, которые теперь оснащены оборудованием ГЛОНАСС. До конца 2015 года планируется запустить в опытную эксплуатацию сервис, который позволит жителям области получать сведения о прогнозном времени прибытия бригады через Интернет, используя код вызова, полученный от оператора «скорой».