С 2006 года над созданием системы глубокой обработки естественного языка в IBM трудилась группа из 26 исследователей. В результате на свет появился Watson, победивший в 2011 году в телевикторине Jeopardy! Последующие три года в корпорации экспериментировали с технологией и вариантами ее применения, и в 2014 году была образована IBM Watson Group со штатом уже более 2 тыс. человек, а проект вышел на этап коммерциализации. Cамой перспективной сферой применения «коллективного разума» было признано здравоохранение.

В состав IBM Watson Health вошли четыре приобретенные IBM компании: Curam Software, разработчик социальных приложений; Explorys, создатель облачной платформы для анализа клинических данных; Phytel, поставщик облачных сервисов для совместной работы медиков и вовлечения пациентов; Merge Healthcare, разработчик радиологических решений для работы с медицинскими изображениями.

Вокруг Watson выстраивается обширная партнерская экосистема компаний, заинтересованных в использовании «коллективного разума» и предоставлении его услуг своим клиентам. В их числе крупный разработчик медицинских информационных систем Epic Systems, сеть аптек и клиник CVSHealth, а также компании Apple, Johnson&Johnson и Medtronic, c которыми IBM планирует создавать новые услуги на основе информации, собираемой с персональных гаджетов, фитнес-устройств и медицинских приборов.

По словам Меркеля, для партнеров корпорации облачная платформа Watson Health Cloud, на базе которой в следующем году начнут работать сервисы для врачей, исследователей, страховых агентов и поставщиков решений для красоты и здоровья, будет открытой как на уровне данных, так и на уровне аналитики и решений.

Диапазон возможностей применения Watson в отрасли простирается от выбора терапии конкретных заболеваний до поддержания здорового образа жизни и координации всех «точек соприкосновения» с пациентом.

Первые специализированные приложения на базе Watson были созданы совместно с ведущими американскими медицинскими центрами — MD Anderson и Memorial Sloan Kettering — и предназначены для онкологов. Например, решение Watson for Oncology помогает врачам при лечении четырех видов рака. Watson for Oncology изучает историю болезни пациента и научные исследования, анализирует данные, сопоставляет множество факторов, проводит аналогии, а затем предлагает возможные диагнозы и варианты терапии. При этом он не претендует на роль лечащего врача, ответственность за принятое решение всегда лежит на человеке. Однако Watson может стать профессиональным помощником, с которым врач всегда может посоветоваться, получив ясные рекомендации с балансом плюсов и минусов по каждому варианту лечения, с прозрачной логикой рассуждений. Таким образом, при необходимости у доктора всегда будет под рукой обоснованное «второе мнение».

Интегрировать «коллективный разум» в систему здравоохранения — нелегкая задача, тем более если речь идет о российском здравоохранении. По словам Меркеля, в IBM видят два варианта продвижения Watson на локальных рынках: в виде заранее сконфигурированного решения и путем настройки отдельных полей, что требует значительных трудозатрат. Разумеется, в корпорации предпочли бы меньше тратить на доработку и многократно продавать один и тот же продукт на всех рынках, заложив в него способность адаптироваться к местным условиям.

Роберт Меркель: «Это первый случай, когда IBM создала на высоком уровне вертикально организованное бизнес-подразделение»
Источник: IBM

Под брендом Watson в IBM развивают две группы продуктов: компонентные решения Watson Core и способные к самообучению приложения Watson Cognitive. Первые компонентные решения Watson Core уже нашли применение в России. Например, в состав Watson Explorer, предназначенного для анализа контента из различных источников, входит аналитическое приложение Content Analitycs, которое используется для обработки статистических данных при подготовке судебных процессов, выявления закономерностей при поиске серийных убийц, а также изучения предвыборных настроений избирателей в социальных сетях. Content Analytics также позволяет просматривать электронные медкарты пациентов, выявляя группы риска и отслеживая, как с ними работают медики, а также создавать протоколы дообследований. Этот компонент оказался наиболее простым для адаптации к местным условиям, он уже полностью локализован, «понимает» русский язык и готов к использованию в скрининговых программах, для прогнозирования потребности в квалификации медиков и в инструментах лечения, для управления медицинскими знаниями, а также для подготовки данных, необходимых для полнофункциональной работы Watson.

Локализация технологий группы Watson Cognitive для России требует времени и существенных усилий. В Таиланде и Южной Америке онкологи общаются с Watson на английском языке, которым владеют все высококвалифицированные специалисты, так как основные базы знаний в области медицины — англоязычные. По мнению представителей российского офиса IBM, с определенными усилиями можно локализовать функционал по сопоставлению индивидуальных параметров пациента с утвержденными протоколами лечения и выдачи рекомендаций с учетом страновой специфики, наличия лекарственных средств и их доступности. Однако для этого понадобится сформировать команды, включающие представителей Минздрава, которые приведут в соответствие российские и международные протоколы лечения, а также базы лекарственных препаратов.

Наиболее сложными для локализации функциями решения для онкологов в IBM считают скоринг (оценку вариантов лечения) и создание доказательной базы, используемой при принятии решений. Скоринг имеет закрытый контур как интеллектуальная собственность IBM, и его локализация возможна только в совместном проекте с разработчиками Watson, высококвалифицированными онкологами и техническими экспертами государственного уровня. При формировании доказательной базы на русском языке придется обучать Watson, не только подключая его к местным источникам информации, но и сопоставляя их с международными базами знаний. Для этого потребуется команда экспертов по управлению знаниями, понимающих, из чего складывается ландшафт медицинской информации в России.

В настоящее время в IBM ищут заказчиков решений Watson как в госсекторе, так и среди коммерческих клиник России. Система Watson Health может быть развернута и в местном ЦОД с соблюдением российского законодательства.

Представители российских медицинских организаций пока достаточно скептически воспринимают практические возможности когнитивных технологий — высококвалифицированного специалиста рекомендации Watson в 80% случаях не удивят. Предполагается, что суперкомпьютер-консультант поможет выравнивать компетенции терапевтов и врачей общей практики, но пока это дело будущего. Возможно, медики изменят свое мнение, познакомившись с ним поближе: в ближайшее время в российском офисе IBM планируют продемонстрировать работу Watson непосредственно врачам.