Адекватно оценить текущие результаты внедрения медицинских информационных систем целом в ­стране­ сложно

 

Два главных форума года в сфере медицинской информатики — осенняя конференция «ИТ в медицине», проводимая под эгидой Минздрава, и весенняя выставка MedSoft, организуемая Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), — обычно противопоставлялись друг другу. Первое мероприятие воспринималось рынком как «официальное», второе — как «профессиональное». В этом году в их традиционном позиционировании, похоже, наметились изменения. MedSoft 2015 впервые открыла глава департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Елена Бойко, зачитав приветствие министра здравоохранения Вероники Скворцовой.

Участие Минздрава в MedSoft — знаковое событие для отрасли медицинских ИТ, демонстрирующее готовность ведомства к сотрудничеству с разработчиками. «Мы ждали этого 11 лет», — сказал президент АРМИТ Михаил Эльянов. В то же время его точка зрения на систему взаимодействия Минздрава с профессиональным сообществом остается неизменной. По мнению Эльянова, профессионалов надо не только слушать, но и платить им за работу, которую они до сих пор выполняют на добровольных началах.

В работе форума также принял участие президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, несколько врачей блестяще выступили на конференции. Однако ситуацию в целом это не меняет: главной проблемой, как и в прошлом году, остается крайне малое число медиков. Поэтому многие крупные компании отказались от участия в выставке, которую потенциальные клиенты не посещают.

«Конкуренция между разработчиками здорово придушена, рынок медицинских информационных систем поделен, реальной свободы выбора, да и ресурсов на приобретение информационных систем у медицинских организаций нет», — пояснил ситуацию Эльянов. Кроме того, осмысленная госполитика по решению задач клинической медицины, по его словам, по-прежнему отсутствует, как и экономические обоснования выгоды приобретения информационной системы по сравнению с оплатой ручного труда.

Тенденции года

Как всегда, участники выставки представляли МИС для государственных и коммерческих клиник, системы для работы с медицинскими изображениями и другие решения; был среди них даже суперкомпьютер IBM Watson. В этом году организаторы уделили заметно больше внимания решениям для фармации. Кроме того, в программу впервые был включен симпозиум по мобильному здравоохранению, интерес к которому набирает силу среди разработчиков.

Адекватно оценить текущие результаты внедрения МИС в целом в стране сложно, так как в региональных проектах весьма затруднительно найти общий знаменатель. А вот уровень развития сервисов электронной регистратуры изучить удалось. Анализ, проведенный Александром Гусевым, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», показал, что за последние пять лет наметилась тенденция к унификации региональных решений для записи к врачу. Доля регионов, не внедривших сервис записи к врачу, сократилось с 56% в 2010 году до 10% в 2015-м, а доля регионов с максимально развитым функционалом электронной регистратуры выросла с 17 до 64%. Однако при внедрении базового сервиса выявились и негативные тенденции, связанные с применением модели SaaS («программа как сервис»). По словам Гусева, на практике годовая стоимость аренды ПО подчас сопоставима с затратами на его приобретение, а при нехватке средств и отключении сервиса регион теряет все достигнутые результаты.

Не обошла отрасль медицинских ИТ и самая яркая тенденция года — импортозамещение. Все чаще госзаказчики (а в медицине это подавляющее большинство организаций) ищут разработки, «не отягощенные» лицензионными отчислениями западным вендорам. Появились и «первые ласточки» со стороны предложения. К примеру, в КМИС разработали версию электронной регистратуры на свободном ПО, а в «РусБитТех» — программно-аппаратную платформу для медицинских систем на базе процессора «Эльбрус» под управлением ОС «Астра Линукс» с использованием ­CentOS, Debian и Ubuntu в качестве серверного ПО и СУБД PostGreSQL.

Каждый сам по себе

Как и ожидалось, круглый стол, посвященный Единой медицинской информационно-аналитической системе Москвы, дал отрицательный ответ на вопрос «интересен ли московский опыт регионам?». Ни сходных по масштабу задач, ни таких ресурсов, которые выделяются на информатизацию в столице, в регионах нет. Кроме того, большинство из них сейчас активно реализуют собственные проекты. «То, что происходит, — это катастрофа, 85 субъектов РФ делают примерно одно и то же в отсутствие единой сбалансированной федеральной политики и методической поддержки», — считает Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы.

Отсутствие интереса к заимствованию опыта Москвы у регионов тем не менее не помешало трехчасовому обсуждению проекта ЕМИАС. «C информатизацией связано повышение прозрачности, — отметил Евгений Никонов, начальник управления делами и координации деятельности Департамента здравоохранения Москвы. — Сегодня ситуация выглядит очень просто: если главный врач не очень хорошо разбирается в вопросах доступности медпомощи, то главным врачом он не работает». С помощью ЕМИАС выяснилось, что поликлиники города не испытывают нехватки врачей, зато есть проблемы с распределением участков и внутренним совместительством для начисления больших выплат персоналу. По мнению Никонова, в поликлиниках необходимо наладить очень четкую маршрутизацию пациентов, чем сейчас и занимается департамент.

Не забывая о качестве

Главной проблемой информатизации здравоохранения является недооценка возможностей ИТ в совершенствовании качества управления медицинской помощью, причем уже сегодня, а не в будущем, полагает Роман Черемин, заместитель главврача по медицинской части Городской психиатрической больницы № 10. «Вместо того чтобы комплексно автоматизировать привычную деятельность медиков, упорядочивая систему и отсекая ненужные элементы, современные ИТ пробивают отдельные бреши в несовершенной, но устоявшейся системе, дестабилизируя всю организацию оказания медпомощи», — утверждает он. Черемин видит выход во внедрении комплексных решений, оптимизирующих все взаимодействия в ходе лечебно-диагностического процесса и обеспечивающих поддержку принятия решений врача, заставляя его выполнять необходимые действия и исключая лишние.

С точки зрения организаторов здравоохранения, решение вопросов качества упирается в cоздание клинических протоколов, работа над которыми пока ведется в отдельных учреждениях и регионах, в частности в Москве. «Все идет к тому, что в течение ближайших трех лет эта работа будет систематизирована и воплощена в информационных системах», — сообщил Никонов. Кроме того, сегодня в депздраве пересматривают ранее разработанные ключевые показатели эффективности деятельности медицинских организаций, так как в федеральных KPI очень много субъективных показателей, предоставляемых самими исполнителями.

По словам Никонова, сейчас идет первый этап — разработка простых и ясных показателей оценки деятельности руководителей учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения, которые берутся из ЕМИАС, статистической и бухгалтерской отчетности (почти все поликлиники столицы уже работают в облачной бухгалтерии). «Мы ускоренно двигаемся к созданию и обоснованию индикаторов эффективности и качества работы медучреждения, а также качества бизнес-процессов в мед­учреждении, пять таких индикаторов вскоре уже появятся», — добавил Макаров.