1930 год. Альберт Эйнштейн инспектирует радиоприемники, представленные на выставке

Когда в 1924 году немецкие производители радиотехники собрались, чтобы продемонстрировать свои продукты спустя год после начала первых регулярных широковещательных трансляций в стране, вряд ли они могли предположить, что из их скромного начинания в конечном итоге вырастет IFA — одна из самых крупных ныне международных выставок.

Несмотря на войну, развитие новых телекоммуникационных технологий и утерю европейскими производителями бытовой электроники своего безусловного лидерства в борьбе с азиатскими конкурентами, ежегодная берлинская «радиовыставка» (аббревиатура FA от немецкого Funkausstellung по-прежнему входит в состав названия IFA) заметно выросла и превратилась в один из наиболее известных форумов потребительской электроники в мире. В нынешнем году традиционное мероприятие в Берлине открылось в первую неделю сентября.

Ожидается, что выставка IFA 2014 будет отмечена большим количеством представленных на ней умных часов. Они пополнят длинный перечень продуктов, которые побывали на IFA с момента ее первого открытия в 20 х годах прошлого века.

Телевидение пришло на выставку в 1928-м, хотя в те времена на ней продолжало доминировать радио. На одной из ранних фотографий мы видим, как Альберт Эйнштейн инспектирует радиоприемники, представленные на выставке. Выдающийся ученый выступил с речью на открытии «Седьмой большой выставки немецкой радиотехники и фонографов».

После прихода в 30-х годах к власти в Германии нацистов мероприятие на протяжении нескольких лет проводилось под эгидой Министерства народного просвещения и пропаганды. В 1939 году в Европе разразилась Вторая мировая война, в результате чего 16-ю по счету выставку решено было не открывать.

После окончания войны и разделения Германии выставка покинула Берлин и начиная с 1950 года проводилась в Дюссельдорфе, а затем во Франкфурте. Те годы были отмечены первой серьезной экспансией потребительской электроники, работавшей в УКВ-диапазоне. Более широкое распространение получили телевизоры, появилось оборудование на базе транзисторов, были изобретены аудио­кассеты и пульты дистанционного управления.

В 1967 году выставка вернулась в Западный Берлин, отметившись представлением технологии, которая особенно запомнилась потребителям, — цветным телевидением. Мэр Берлина Вилли Брандт использовал это событие для начала трансляций в городе. А еще через пару лет цветное телевидение пришло и в Восточную Германию.

Сфера потребительской электроники развивалась все быстрее, и отражением этого процесса были продукты, демонстрируемые на IFA. Посетители выставки имели возможность познакомиться с телетекстом (1977 год), компакт-диском (1979-й), системой Radio Data System (1987-й), широкоэкранным телевизором (1989-й), мини-дисками и форматом MP3 (1991-й), DVD (1997-й) и цифровыми телевизорами (2003-й).

После 1995 года IFA превратилась в по-настоящему мультимедийное шоу, и сегодня будущее потребительской электроники представляется ее посетителям вполне понятным: центральное место здесь зай­мут компактные, цифровые и сетевые устройства.

В условиях, когда на рынок продолжают накатывать волны все новых и новых продуктов, производители не могут позволить себе ждать два года, и в новом тысячелетии организаторы IFA приняли одно из самых важных для себя решений: устраивать выставку ежегодно.

После его объявления в 2005 году многие крупные производители потребительской электроники решили переместиться с крупнейшей европейкой выставки информационно-коммуникационных решений CEBIT, которая проводится в Ганновере в холодном марте, под теплое берлинское солнышко начала сентября. Еще более сильным ударом для CEBIT стал уход производителей телефонов на выставку Mobile World Congress, которая теперь ежегодно проводится в феврале в Барселоне.

Таким образом, сегодня IFA остается одной из двух крупнейших выставок потребительской электроники в мире. Причем вторая — выставка Consumer Electronics Show, проводимая в январе в Лас-Вегасе, значительно моложе. Впервые она открылась только в 1967 году.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF