Большинство отечественных промышленных предприятий использует устаревшие бизнес-модели, с трудом адаптируясь под современные рыночные условия и выпуская низкоконкурентные товары. Вместе с тем современные тенденции — переход от бумаги к «цифре» в разработке, развитие Интернета вещей, приобретение обычными изделиями ранее несвойственных им функций — требуют глобальных изменений в производственном ландшафте с учетом развития технологий, а также активного инвестирования в инфраструктуру на всех уровнях производства, считают в PTC. Компания работает на российском рынке программ для конструирования и управления жизненным циклом изделий с 2005 года, а в этом году выводит на него новые продукты в дополнение к своей классической линейке решений PLM (Product Lifecycle Management) и САПР.

Андрей Шолохов: «Внешние глобальные изменения заставляют предприятия задуматься о серьезных инвестициях в ИТ»

Производственная отрасль испытывает активное воздействие со стороны внешних факторов, подчеркнул генеральный директор «ПиТиСи Интернэшнл» Андрей Шолохов. Это и усложняющееся законодательство, и усиливающаяся потребность в региональной адаптации продуктов, и смещение выручки от производства собственно продуктов к сервисам, при котором доходы от постпродажных услуг становятся сравнимыми с доходами при производстве изделий. Все это заставляет производителей увеличивать инвестиции в ИТ и в изменение самого производственного ландшафта, подчеркнул он. По данным экспертов Oxford Economics, около 68% производственных компаний планируют в течение ближайших двух-трех лет существенно трансформировать свои бизнес-процессы с учетом изменения рыночных требований.

Местным промышленным компаниям для сохранения конкурентоспособности также необходимо серьезно задуматься о смене бизнес-моделей по разработке продукции, отметил директор по отраслевым решениям и бизнес-сервисам «ПиТиСи Интернэшнл» Григорий Чернобыль. Он выделил несколько ключевых бизнес-моделей, которые различаются соотношением объема заказа и объема инженерных затрат, требуемых на его реализацию. Так, большинство западных производств используют модель с высокой маржинальностью — «сборка на склад», тогда как в российской производственной отрасли, традиционно сильно ориентированной на нужды ВПК, часто используется модель «изделие по контракту» (небольшие по объему заказы, требующие значительных инженерных затрат). При этом, подчеркнул Чернобыль, наиболее привлекательными с точки зрения бизнеса являются модели «сборка под заказ» и «конфигурирование под заказ», особенность которых состоит в том, что сначала идет планирование спроса и лишь затем разработка, тогда как российские предприятия обычно сначала разрабатывают, а затем ищут рынки сбыта, зачастую испытывая при этом немалые трудности.

Чернобыль выделил еще одну характерную для отечественного производства проблему — низкий уровень проектирования. Конструкторские решения были одной из сильных сторон советской промышленности, наработки в этой области используются в некоторых отраслях до сих пор, однако, с 90-х годов в этой области начался сильный спад, и текущий уровень сохраняется во многом за счет прежних кадров, которые сейчас достигли пенсионного возраста. Если нынешняя ситуация, для которой характерны нехватка квалифицированного персонала, пренебрежение современными средствами и методами проектирования, недостаточное внимание к НИОКР, сохранится, то уровень проектирования в ближайшие несколько лет продолжит снижаться, предупредил Чернобыль. Поэтому предприятиям уже сейчас необходимо сосредоточиться на его повышении путем ступенчатых изменений, среди которых проведение грамотной политики управления персоналом, использование современных информационных технологий, инжиниринг процессов и методов проектирования.

PTC, со своей стороны, готова активно помогать российским предприятиям в решении вышеуказанных задач, используя многолетний опыт, накопленный компанией, заявил Шолохов. В частности, компания предлагает своим заказчикам создание индивидуальной «дорожной карты» практик и методик, которая, подобно GPS-навигатору, позволяет плавно и с минимальными потерями провести заказчика через процесс внедрения новых технологий на предприятии.

В этом году компания планирует представить новую версию своего флагманского продукта Creo, призванного обеспечить комплексное решение задач разработки изделия и отвечающего современным требованиям глобально распределенных производственно-конструкторских групп. Не раскрывая подробностей, в PTC пообещали, что выход новой версии приблизит наступление третьей промышленной революции, а технологии, заложенные в Creo 3.0, соизмеримы по значимости с идеей Генри Форда о создании подвижного сборочного конвейера. Также компания начала выводить на российский рынок свои новые продукты, в частности инструменты для управления послепродажным обслуживанием и разработкой программного обеспечения (Application Lifecycle Management, ALM). Это, по словам Шолохова, поможет PTC расширить свое присутствие в тех российских отраслях, где пока мало знакомы с ее решениями, — автомобильной промышленности, сервисных организациях, здравоохранении, индустрии моды и транспортном секторе.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF