Валерий Шипилов АРБ
ВАЛЕРИЙ ШИПИЛОВ: «Мы стараемся доказать операторам, ‘синхронно’ со вступлением в силу ФЗ-161 поднявшим плату за SMS, что они не правы»

Портал iFin.ru при поддержке Ассоциации российских банков и НАУФОР провел 14-й форум iFin, на котором представители банковского сообщества получили возможность обсудить насущные проблемы систем дистанционного банковского обслуживания. В этом году одной из ключевых тем стал федеральный закон № 161 «О национальной платежной системе», который окончательно вступил в силу 1 января 2014 года. И почти к этому времени мобильные операторы одновременно изменили стоимость SMS в тарифных планах — в некоторых случаях она увеличилась с 4 до 40 коп. В то же время в законе «О НПС» есть требование по информированию клиентов о совершаемых с его счетом транзакциях. Раньше это делалось с помощью SMS-оповещений, причем клиент за них не платил — расходы брал на себя банк. Теперь же, в связи с резким удорожанием сообщений, банки вынуждены искать другие методы соблюдения требований закона. Некоторые рассчитывают индивидуально договориться с операторами, другие намерены переложить расходы на пользователей.

Валерий Шипилов, исполнительный директор АРБ, называет увеличение тарифов мобильными операторами картельным сговором, который может больно ударить в том числе и по банковской сфере. «Если бы банки зарабатывали на этом деньги, то это было бы хоть как-то оправданно, — сетует Шипилов. — Но это требование закона, которое банки вынуждены выполнять». В связи с этим АРБ собирается обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой расследовать обстоятельства синхронного поднятия тарифов на SMS у всех операторов как раз в момент, когда законодательные требования должны были вступить в силу.

Обсуждаются и другие пути решения проблемы. В частности, есть вариант юридический, когда в договоре банковского обслуживания указывается способ информирования клиентов с помощью личного кабинета на сайте или специального мобильного приложения. Некоторые банки планируют даже информирование с помощью выписки по счету, ежемесячно посылаемой по электронной почте. Если клиент соглашается с таким пунктом договора, то уже он сам должен будет выполнять определенные действия для своевременного получения данных о текущем состоянии собственного счета.

Также производители систем ДБО предлагают варианты решения проблемы с помощью новых продуктов. В частности, компания BSS подготовила к iFin 2014 модуль для своей банковской системы BS-Notificator, который позволит банкам использовать для информирования не SMS, а push-уведомления — они пока стоят гораздо дешевле. Компания «Бифит» предлагает крупным клиентам вообще не использовать ДБО, а подключаться напрямую к банковской системе по защищенному протоколу. Для этого готовится модуль для продуктов «1С», который позволит покупателям напрямую взаимодействовать с банковской системой, и тогда информирования клиента не потребуется, поскольку оно будет частью протокола взаимодействия.

Больной темой является и безопасность дистанционных платежей. Для решения этой проблемы предлагается даже создать специализированный банковский центр реагирования на инциденты, аналог хорошо известного CERT. «Сейчас банки втихую обмениваются между собой информацией о мошенниках, однако это незаконно, — пояснил Шипилов. — У нас есть договоренность с Центробанком о создании специального государственного центра реагирования на инциденты, который будет официально собирать сведения о мошенничестве в российской банковской системе».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF