Компания Comnews провела в середине ноября конференцию «Voice 2013 — Будущее VoIP-трафика в России и СНГ. Транзит и розничный рынок», на которой обсуждались проблемы взаимодействия традиционных операторов связи и поставщиков наложенных сервисов. Традиционные операторы страдают от наложенных голосовых сервисов, которые используют провайдеров в качестве IP-транспорта и тем самым создают конкуренцию их собственным голосовым сервисам. Поэтому операторы некоторое время назад пытались всякими способами лоббировать блокировку наложенных сервисов, поднимать цену за транзит отдельных видов трафика, запрещать подобные сервисы законодательно, ухудшать качество их работы за счет урезания полосы пропускания, однако каждый раз представители интернет-индустрии придумывали новые и новые способы предоставления сервисов видео или голосовой связи, обходя искусственные запреты.

Если побороть не получается, то стоит возглавить. Именно к такой мысли постепенно приходят традиционные операторы — это следует из наблюдений компании J’son & Partners Consulting, которые озвучил руководитель ее департамента беспроводных технологий Виталий Солонин. На Западе традиционные операторы стали предлагать дополнительные услуги по IP-телефонии, постепенно отвоевывая позиции у бесплатных сервисов, у которых есть одна серьезная проблема — они никогда не будут работать вместе. Поскольку бесплатный сервис фактически является средством накопления базы абонентов, то его разработчики заинтересованы в том, чтобы их клиенты «вербовали» все новых и новых пользователей. Универсальных программных клиентов, которые работали бы с разными сервисами, нет по той же причине. В результате пользователям приходится устанавливать Skype, ICQ, «Агент Mail.ru» и множество других клиентов, каждый из которых хоть и является бесплатным, но требует выделенных ресурсов компьютера. В то же время традиционные игроки вполне могут предоставить услуги, которые позволили бы взаимодействовать пользователям конкурентов: всех их объединяет умение зарабатывать на трафике.

Потенциальный доход операторов по всему миру

Например, по мнению Тиграна Антоняна, директора по продажам российского отделения British Telecom, одной из дополнительных услуг может стать телефонная связь улучшенного качества — HD Voice. Суть услуги в том, чтобы предоставить клиенту канал для передачи голоса нестандартной полосы (300-3400 Гц), но с большим числом гармоник (от 40 Гц до 14 кГц). В результате голосовая связь оказывается намного лучше, понятнее и удобнее. Как результат, по оценкам экспертов, разговор с использованием HD Voice обычно длится несколько дольше, чем с использованием стандартных телефонных технологий. Операторы, заинтересованные в увеличении числа пользователей этой услуги, предлагают партнерам шлюзы для взаимодействия. Например, British Telecom организовала биржу обмена трафиком HD Voice, к ней уже подключено 30 операторов, клиенты которых могут взаимодействовать друг с другом; компания заинтересована в расширении партнерской сети, поскольку это увеличивает привлекательность подобных дополнительных услуг для собственных клиентов.

Однако с переходом на новую бизнес-модель традиционным операторам придется изменить и модель извлечения прибыли. Бесплатные сервисы получают свои основные заработки, продавая рекламу, информационные и другие дополнительные услуги. На аналогичную схему могут перейти и традиционные операторы, получая прибыль не столько от базовых услуг, цена которых с развитием технологий снижается, сколько за счет дополнительных информационных, финансовых, торговых или других услуг. Во всяком случае у операторов уже есть выстроенная система получения денег с клиентов, есть партнерские экосистемы, которые занимаются продажей дополнительных услуг, и очень много информации о клиентах, которую также можно использовать для создания дополнительных аналитических сервисов как для своих партнеров, так и для самих клиентов.

Объединив усилия, традиционные операторы имеют все шансы выиграть в борьбе с бесплатными сервисами, каждый из которых замкнут в своей экосистеме.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF