Выход новой версии операционной системы семейства Windows всегда был важнейшим событием для компьютерного рынка. Особенно если корпорация позиционировала ее не как очередную, а как прорывную, долженствующую существенно изменить ситуацию в мире информационных технологий. Именно так позиционировалась компанией-разработчиком ОС Windows 8, вышедшая в прошлом году.

Windows 8.1

С WINDOWS 8 БЫЛИ СВЯЗАНЫ ожидания прорыва в объемах продаж устройств с сенсорным вводом. Однако прорыва не случилось, преимущественно из-за недостатка прикладных программ, оптимизированных под сенсорный ввод. Ноутбуки и моноблоки с сенсорным вводом остались крайне нишевой товарной группой
Источник: Microsoft

Общая обстановка на рынке к моменту ее появления была не самая благоприятная. Экономический мировой кризис совпал со спадом продаж настольных компьютеров, рынок традиционных портативных устройств тоже переживал (и переживает) не лучшие времена, а в быстрорастущем сегменте мобильной техники смартфонов и планшетов позиции Microsoft никогда не были сильны — и, собственно, Windows 8 должна была исправить эту ситуацию. Ну и, помимо прочего, над новой ОС довлело проклятие «каждой второй версии»: Microsoft не удавалось выпустить две подряд удачных ОС. А Windows 7 (и через одну от нее, вглубь истории, Windows XP) почти единодушно называют очень хорошей операционной системой.

Computerworld Россия выяснил, насколько, по мнению игроков ИТ-рынка, Windows 8 оправдала надежды Microsoft, как она повлияла на рынок и какие у нее перспективы в обозримом будущем.

Невиноватая она

В середине прошлого года, «в разгар ожидания» Windows 8, приходилось слышать, что в падении продаж компьютеров виновато не только общее положение дел на рынке, но и ожидание новой операционной системы (см., например, «Неожиданность в розницу», Computerworld Россия, № 21, 2012), поскольку обычно те, кто закупаются с прицелом на сентябрьский всплеск продаж, рассчитывают распродать остатки на Новый год. А выход новой ОС сделает запасы устаревшими.

Сейчас, спустя год после выхода Windows 8, влияние ожидания выхода ОС на состояние рынка оценивается несколько скромнее.

Так, Константин Кимельман, директор по развитию категории персональных систем подразделения персональных систем и устройств печати HP в России, согласился с тем, что во второй половине года рынок ПК начал тормозить, а затем и вовсе сокращаться. Но, считает он, отнюдь не по причине ожидания новой операционной системы.

Дмитрий Родионов, главный инженер Micro­Xperts, и вовсе заявил, что значительного спада продаж персональных компьютеров с предустановленной ОС Windows 7 в его компании не зафиксировали. Аналогично Александр Малов, руководитель товарного направления «Ноутбуки» компании «Юлмарт», констатировал, что спрос на устройства с Windows 7 не упал. Более того, «ноутбуки с этой ОС пользовались особым спросом и были объектами спекуляций». Другой представитель «Юлмарта», Игорь Сафронов, руководитель товарного направления «Программное обеспечение», отметил, что ожидание Windows 8 сказалось в основном на рынке Windows-планшетов, но так как самих устройств под Windows 7 было мало, то и эффект был незначительным.

В Fujitsu Technology Solutions, по словам Сергея Грибанова, менеджера по маркетингу продукции в России и странах СНГ, также не испытывали серьезных опасений по поводу снижения спроса на устройства со старыми ОС. В том числе и потому, что после выхода новых операционных систем Microsoft — и Windows 8 не исключение — в течение достаточно длительного периода времени можно за более чем скромную сумму произвести обновление старой операционной системы.

Нет ожиданий — нет подъема

Однако все имеет оборотную сторону. И если падение продаж было связано не с ожиданием новой операционной системы, а с более фундаментальными процессами на рынке, то изменить эту тенденцию отдельно взятой программе не по силам.

Значительного всплеска продаж после выхода Windows 8 не заметил никто. Тому нашлись объяснения, причем как для корпоративно-государственного, так и для частного сектора.

В первом, как отметил Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности «Аквариуса», новинки вообще приживаются дольше. А основные особенности Windows 8 (сенсорный экран) вообще там не нужны или даже вредны (принципиально новый интерфейс, переход к которому служащим корпораций, в массе своей людям от 35, дается гораздо сложнее). Ну и, кроме того, в корпоративном или государственном секторе никто не будет подгонять план обновления компьютерного парка под выход новой ОС.

Антон Мицюк, директор по маркетингу Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе, вообще считает, что корпоративный сектор в немалой степени еще находится в процессе миграции с Windows XP на Windows 7.

Что касается конечных пользователей, то, возможно, сыграл роль фактор, на который указал Денис Кутников, генеральный директор Acer в России: «iOS и Android приучили пользователей, что обновление ОС должно быть регулярным, постоянным и бесплатным. Для них выход новой ОС — это повод обновить «прошивку», но никак не повод покупать новое устройство. Думаю, именно поэтому мы не увидели никаких значительных изменений в продажах ПК».

Кутников напомнил, что рост продаж при переходе с Windows Vista на Windows 7 был обусловлен общим недовольством первой из этих систем и высоким качеством второй. Тогда при смене поколений наблюдался серьезный рост продаж, сейчас для него нет предпосылок.

Кимельман считает, что «затянувшийся старт» новой операционной системы вызван скорее не самым лучшим состоянием рынка, а не восприятием Windows 8 как таковой. Хотя, конечно, общее падение продаж ПК не дает возможности понять, есть ли в этом «доля» ожидающих выхода новой операционной системы.

Кроме того, уточнил Кимельман, на конец прошлого года в России на складах оставалось значительное количество устройств под управлением Windows 7, которые распродавались по сниженным ценам, что также не могло не сказаться на продажах новинок. На избыток товара на рынке к моменту выхода Windows 8 указал и Алексей Осипов, представитель по продажам ASUS в России.

Грибанов некоторый рост продаж отметил, но полагает, что это не «отложенный спрос», а удовлетворение любопытства тех, кто стремится первым попробовать новый продукт.

Сафронов считает, что некоторый всплеск продаж был связан с возможностью за небольшую доплату перейти со старых версий Windows (XP, Vista) на новую. В основном, по его мнению, этим путем пошли пользователи домашних ПК.

Кутников не видит роста продаж по рынку в целом, однако считает, что доля Windows 8 заметна в отдельных категориях продуктов — в моноблоках и ноутбуках, оснащенных сенсорными экранами. «Также есть рост в продажах планшетов под управлением OC Windows, — говорит он. — Хотя стоит признать, что во всех случаях он значительно ниже ожидаемого».

«С Windows 8 были связаны ожидания прорыва в объемах продаж устройств с сенсорным вводом, — согласен Кимельман — Однако прорыва не случилось, преимущественно из-за недостатка прикладных программ, оптимизированных под сенсорный ввод. Ноутбуки и моноблоки с сенсорным вводом остались крайне нишевой товарной группой».

Лучше новых двух

Уже отмеченные высокие потребительские качества Windows 7 стали еще одним препятствием на пути ее преемницы. Поэтому наличие спроса на устройства с Windows 7 отметили почти все респонденты.

Пока его можно удовлетворять благодаря складским запасам, однако они рано или поздно закончатся. «В результате избыточных поставок первой половины прошлого года на полках ретейлеров все еще имеются ноутбуки и компьютеры с Windows7. Но новых поставок со старыми версиями OC мы не делаем начиная с октября 2012 года», — говорит Кутников. Основной клиент устройств с Windows 7, по оценке Осипова, — корпоративный рынок и региональные покупатели. К концу года, полагает он, их запросы уже не будет возможности удовлетворять.

Еще на одну причину — проблемы совместимости новой операционной системы с корпоративным ПО — указал Кимельман, полагая, что именно поэтому многие обладатели продуктов HP с Windows 7 не спешат бесплатно переходить на новую ОС.

А в «Аквариусе», по словам Пискунова, предвидели такое развитие событий и «запаслись» устройствами на предыдущих операционных системах.

Впрочем, как заметил Кутников, для ПК массовой альтернативы практически нет. Поэтому доля Windows 8 среди всех версий Windows будет неизбежно расти по мере уменьшения упомянутых складских запасов. Отчасти, по мнению Осипова, такая же ситуация и на рынке ноутбуков и планшетов — там тоже новинки если укомплектованы ОС от Microsoft, то это Windows 8. Однако на этих рынках, особенно планшетов, Microsoft не является лидером. А Кимельман даже полагает, что «неприятие Windows 8 для устройств с сенсорным вводом открыло путь для альтернативных ОС, в частности получают распространение ноутбуки и моноблоки под управлением Android».

Добавит популярности, по мнению большинства респондентов, новой операционной системе и выход Windows 8.1. В этой версии, в частности, пользователям вернут столь необходимую им кнопку «Пуск». Ну и вообще «не первая» редакция системы вызывает большее доверие пользователей.

Окончательным толчком для перехода на новую ОС, как считает Кимельман, для многих предприятий станет в самом ближайшем будущем прекращение поддержки Windows XP. Это в равной мере приведет и к замене устройств, и к обновлению ПО на текущем парке оборудования.