Европейский рынок компьютерной техники и потребительской электроники может рассчитывать на хорошие ближайшие два года. Такой прогноз исследовательская компания GfK сделала на прошедшем в Санкт-Петербурге в конце июня форуме Distree Russia & CIS. Выступающие на нем представители вендоров также демонстрировали оптимизм, хотя существенного роста рынка никто из аналитиков не предсказывает.

По данным GfK, западноевропейский рынок компьютерной техники и потребительской электроники в 2012 году немного сократился. На потребительскую активность, в частности, негативно повлияли кризисные явления в ряде стран (прежде всего в Греции и на Кипре).

В Восточной Европе (без стран СНГ) имеется хоть и небольшое (1%), но все же увеличение продаж, а в СНГ, согласно данным GfK, рост составил 6%.

Ожидание подъема в 2013-2014 году связано с началом нового технологического цикла (завершение прежнего стало одной из причин стагнации). «В Западной Европе в первые месяцы этого года уже начался рост. С определенной задержкой новый технологический цикл охватит и Восточную Европу вместе с Россией. При этом в странах СНГ еще сохраняется большой потенциал для роста, связанный с продолжающимся переходом на мобильные устройства. В Западной Европе он уже произошел», — считает Дэвид Тординава, старший консультант по ИТ-рынку компании GfK.

Разделение европейского рынка на Запад и Восток все еще оправданно, но поскольку GfK отмечает явное сокращение отставания восточноевропейского рынка в своем развитии, то скоро аналитики будут рассматривать процессы, происходящие одновременно во всей Европе. По словам Тординавы, разницы уже сейчас почти нет. Однако он считает, что облачные технологии в качестве нового источника роста придут в СНГ и Россию года через два.

Тем не менее некоторые изменения уже происходят почти одновременно на Западе и Востоке Европы. Это касается появления новых каналов продаж. «Еще пару лет назад для того, чтобы вывести новый продукт на рынок, нужно было идти сначала к специалистам и убеждать их в перспективности продаж новинки. Сейчас это не обязательно. Появились реселлеры, которые с ИТ не связаны. Зачастую с ними вендоры работают напрямую, минуя специализированных дистрибьюторов. Кроме того, обходить их позволяет онлайн-торговля. Даже некоторые торговые сети ее используют, поскольку она обеспечивает ширину ассортимента и возможность покупать единичный товар по приемлемой цене», — утверждает Тординава.

Благодаря онлайновым продажам сокращается разница в ценах предлагаемых на рынке однотипных или одинаковых устройств. В результате и покупатель стал ориентироваться больше не на цену, как раньше (дешевле — значит лучше), а на качество, заранее определив приемлемые для себя траты на покупку.

Привлекательные сегменты

Если российский ИТ-рынок в целом, скорее всего, будет расти в ближайшие два года, то сегмент серверов и персональных компьютеров подобной перспективы не имеет. Поэтому, например, Dell, для которой он является основным, крайне нуждается в поиске новых ниш. Поскольку сотрудники компаний все чаще используют в работе собственные смартфоны, планшеты и ноутбуки, то Dell представила на Distree набор решений, которые позволяют применять одни и те же устройства как для работы, так и для отдыха. Это серверы, ноутбуки и ультрабуки, планшеты и программное обеспечение. Кроме того, Dell рассчитывает на увеличение продаж моноблоков. «На падающем рынке ПК только этот сегмент является привлекательным», — говорит Денис Минов, менеджер по маркетингу потребительского направления Dell Россия.

Компания Ricoh тоже работает на рынке, который перестал в России расти, но рассчитывает на увеличение продаж собственных принтеров и МФУ благодаря новинкам и изменению бизнес-стратегии в России, объявленной год назад. Активизация работы на российском рынке уже обеспечила значительный рост продаж: по итогам первого квартала 2013 года доля Ricoh в сегменте принтеров увеличилась в десять раз, до 1,5%, а в сегменте МФУ — до 2,3%.