Дмитрий Назипов
ДМИТРИЙ НАЗИПОВ полагает, что применение ФЗ-223 даст ВТБ возможность сэкономить на закупках до 20%

Одна из крупнейших российских финансовых структур — группа компаний ВТБ представила итоги развития ИТ-систем банка в 2012 году и планы на 2013-й. Основное достижение, как рассказал Дмитрий Назипов, руководитель департамента информационных технологий — старший вице-президент, состоит в том, что была создана концепция управления функцией ИТ в группе ВТБ. С одной стороны, ИТ-политика группы должна быть единой, с общими стандартами оказания услуг, соглашениями об уровне обслуживания, методиками управления проектами и т. д. С другой стороны, «дочки» и «внучки» должны иметь достаточное пространство для маневра, поскольку, например, в разных странах условия бизнеса и требования регуляторов существенно различаются.

Поэтому полная унификация бизнес-приложений пока не планируется — это слишком сложно и дорого, хотя возможна унификация по отдельным классам продуктов. А вот лицензионная политика у ВТБ общая — головная компания заключает по возможности единый договор с вендором, и все компании, входящие в группу, имеют возможность покупать ПО по одним и тем же, весьма привлекательным ценам.

В 2012 году был запущен процесс бюджетирования ИТ — разработана методика планирования расходов в рамках общего процесса бюджетирования дочерних компаний, проведена верификация и согласование расходов на информационные технологии дочерних компаний на 2013 год. В этом году планируется внимательно изучить структуру расходов с целью их сокращения — например, за счет массовости закупок для группы в целом. Будет разработан регламент подготовки, согласования и контроля ИТ-расходов дочерних компаний. В планах на 2014 год — внедрение единой методологии планирования и контроля ИТ-расходов в дочерних организациях.

Для упорядочения проектной деятельности была разработана типовая документация, которой дочерние компании должны будут руководствоваться при запуске новых проектов и предоставлении отчетов по уже идущим. В некоторых «дочках» на базе этих документов уже ведутся работы. По их результатам процессы управления проектами будут должным образом подкорректированы.

Инфраструктурные планы в большой степени связаны с развитием собственных центров обработки данных. Сейчас у ВТБ четыре ЦОД — в башне «Федерация», где расположен офис компании, первая очередь ЦОД «Воронцовская», центры на улицах Плющиха и Лесная. От двух последних в нынешнем году планируется отказаться, зато будет запущена вторая очередь «Воронцовского» в отдельно стоящем здании. В 2014-2015 годах добавятся ЦОД «Перово» и архивный центр в Санкт-Петербурге.

Политика переноса центров обработки данных в регионы, где дешевле электроэнергия, практикуемая многими компаниями и операторами рынка ЦОД, Назипову не кажется правильной, поскольку «электричество» в ИТ-расходах компании составляет незначительную долю. А, привязавшись к поставщику электроэнергии, попадаешь к нему в полную зависимость, от техногенных катастроф, как показывает опыт, не застрахован ни один из них. Да и тянуть оптоволокно в регионы весьма недешево. В Московском же регионе (и в будущем — в Петербурге) всегда есть возможность для маневра — и по части обеспечения энергией, и по части каналов связи.

По аналогичным соображениям в Москве размещаются и центры обработки вызовов — кадровая емкость регионов относительно невелика, создание нового центра может оставить без персонала уже существующие. В Москве замену выбывшим сотрудникам найти проще.

Еще одна важная задача на ближайшие годы — развитие корпоративной информационной системы, внедрение систем масштаба всей группы компаний, унификация средств управления ИТ, «подъема» различных данных из дочерних компаний в общегрупповые системы, создание единого реестра клиентов и т. д.

Большое влияние на закупочную деятельность группы, в том числе и в области ИТ, окажет закон ФЗ-223, регламентирующий покупки компаний с государственным участием, к которым относится и ВТБ. Как полагает Назипов, его применение дает возможность сэкономить до 20% средств.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF