Вадим Табаков SAP
ВАДИМ ТАБАКОВ: «Выдумывать и создавать условия для повышения искусственного спроса нет необходимости — достаточно найти и понять естественные мотивы, которые есть у потребителей»

На ежегодном форуме Big Data 2013, организованном издательством «Открытые системы», свое видение проблемы Больших Данных представили эксперты, пользователи, а также ведущие ИТ-вендоры. Об успехах, планах и прогнозах, связанных с SAP HANA, рассказал Вадим Табаков, менеджер по развитию базовых технологий SAP СНГ.

За год, прошедший с предыдущего форума, какие проекты на базе SAP HANA реализованы в России?

Помимо проекта в «Сургутнефтегазе», который достаточно широко освещался, у нас появилось несколько новых внедрений. Подробнее мы планируем рассказать о них на апрельском SAP-форуме. Пока могу назвать компании РЖД и «Эльдорадо», которые построили у себя высокопроизводительные хранилища данных на платформе SAP HANA. Строго говоря, хранилища данных нельзя назвать инновационными решениями. Но тут надо определить, что считать инновациями. Мы называем так «прорывные» технологии, способные в разы увеличить прибыль и вывести процессы на качественно новый уровень. С этой точки зрения перечисленные проекты носят ярко инновационный характер — например, в «Эльдорадо» скорость выполнения десяти основных запросов увеличилась в 167 раз. Это позволило организовать эффективное управление ассортиментом в режиме онлайн, оптимизировать хранение и сократить сроки расчета неснижаемого запаса, а значит, оперативно реагировать на колебания спроса. Все это приносит компании добавленную стоимость.

Есть ли особенности освоения SAP HANA, характерные для нашего рынка?

Отличия есть, но они касаются внедрения любых инноваций. Российские компании чрезвычайно ответственно и, если хотите, трепетно относятся к внедрению инноваций. И это правильно: зачастую они действительно не имеют права на ошибку. Причем польза проектов оценивается не только на логическом уровне, но и на уровне каких-то субъективных, «тактильных» ощущений. Отсюда и большая осторожность, недоверчивость, консерватизм. Западные компании в этом смысле более раскрепощенные, они относятся к инновациям как просто к более эффективному инструменту.

Инновационные технологии в полной мере реализуют свою ценность, только когда получают поддержку в виде новых методологий, способов применения. Приведет ли SAP HANA к появлению решений принципиально иного класса «пост-ERP»? Ведутся ли в SAP подобные исследования?

Потенциал SAP HANA будет раскрываться в течение нескольких лет или даже десятилетий. На нынешнем этапе прикладное использование SAP HANA заключается в том, чтобы извлекать ценные знания из Больших Данных. Скорее всего, в будущем появятся новые классы и типы бизнес-приложений, но пока мы даже не можем предположить, как они будут выглядеть и какие задачи решать. Самое очевидное применение SAP HANA — поддержка принятия решений, но этим, безусловно, дело не ограничится. С технологической точки зрения SAP HANA — «сердце» нашей комплексной платформы для работы с данными в реальном времени. При этом мы рассматриваем SAP HANA как эффективную основу для работы с любыми классами приложений.

Есть ли какая-то сфера, связанная с Большими Данными, где позиции России особенно выигрышны?

Для работы с Большими Данными и получения от них реальной пользы необходимо задействовать сложные инструменты матстатистики, численных методов, моделирования и пр. В России исторически подготовка специалистов по этим направлениям ведется на высоком уровне. Все эти инструменты широко используются в прикладных научных исследованиях, но к применению действительно серьезного матаппарата в бизнесе мы еще только подходим. SAP, как вы знаете, в 2011 году открыла в России свою исследовательскую лабораторию, которая активно сотрудничает с отраслевыми инновационными центрами.

После спада первой волны энтузиазма оказалось, что далеко не все данные представляют собой реальную ценность. Нет ли опасности, что тема Больших Данных станет еще одним большим разочарованием, как это случилось в период кризиса доткомов? Как такого избежать?

Как явление со своим названием и своими законами Большие Данные оформились лишь несколько лет назад. Но сама эта парадигма — накопления и исследования исторических данных и вообще всех доступных сведений, которые могут оказаться полезными, — существует уже порядка 30 лет. Сегодня технологии Больших Данных развиваются из стремления к интеграции существующих источников и выделения ценной релевантной информации. По сути, это результат ИТ-инноваций прошлых лет. Отчасти этим и объясняется несколько преувеличенный интерес к задачам Больших Данных со стороны ИТ. По сравнению с подобным энтузиазмом отношение реального бизнеса к этой теме может показаться слишком осторожным.

Проблема доткомов заключалась в том, что доходность на вложенные инвестиции оказалась ниже запланированной, компании не получили ожидаемой прибыли и не вышли на уровень безубыточности. С Большими Данными ситуация несколько иная. В частности, проекты внедрения SAP HANA приносят высокую инвестиционную отдачу. Обманутых ожиданий у заказчиков не возникает. Но устойчивый спрос рождается, когда уровни зрелости поставщиков и потребителей совпадают. К этой цели мы движемся, адаптируя наши продукты (заказчикам не интересны технологии сами по себе, им нужны конкретные сценарии получения прибыли) и готовя рынок. Уверен, выдумывать и искусственно создавать условия для повышения такого же искусственного спроса нет необходимости. Достаточно найти и понять естественные мотивы, которые есть у потребителей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF