Большие Данные помогут задавать­ вопросы правильно
ВО МНОГИХ ОТРАСЛЯХ начинают искать способы монетизации имеющихся данных, но следует понимать, что далеко не все данные являются ценным ресурсом. Анализ некоторых бесполезен, и порой лучшее, что можно сделать, — просто выкинуть их
Источник: Computer History Museum

«Слышали многие, уверены в пользе очень немногие и лишь единицы делают первые шаги» — так сейчас можно описать отношение к Большим Данным в России. Убежденности, что в это направление имеет смысл инвестировать огромные средства, у бизнес-сообщества пока нет.

Действительно, данных у компаний хватает, и даже с избытком — их генерируют датчики в составе промышленного оборудования, информационные системы, другие источники. Не стоит забывать и о залежах неструктурированной информации, накапливающихся в Интернете. Однако пока в большинстве случаев они признаются малоценными и игнорируются. Между тем задач, которые решаются на основе больших объемов и потоков данных, может быть очень много.

Как прогнозируют в Gartner, рынок технологий, объединяемых термином «Большие Данные», в 2013 году достигнет 34 млрд долл., к 2015 году в этой сфере будет трудиться 4,4 млн ИТ-специалистов. И все же до сих пор, по мнению аналитиков, эти технологии только ищут свое применение. И сейчас не существует «правильного» или «неправильного» подхода к использованию Больших Данных.

Во многих отраслях начинают искать способы монетизации имеющихся данных, но следует понимать, что далеко не все данные являются ценным ресурсом. Анализ некоторых бесполезен, и порой лучшее, что можно сделать, — просто выкинуть все горы исторических данных, хранение которых становится не более чем пустой тратой денег. Но для того чтобы понять их реальную ценность, важно определить, на какие вопросы компания ищет ответ.

Доводов для инвестиций в Большие Данные может быть много — от снижения рисков до повышения качества продуктов и услуг. Однако два из них являются безусловными лидерами: более быстрое и обоснованное принятие решений, а также пристальное изучение клиентов. Конечно, эти причины характерны и для традиционных средств BI. Но реальное бизнес-преимущество дает именно скорость получения ответов на возникающие вопросы. Используя средства анализа Больших Данных, компании получают ответы за секунды и минуты, а не за часы и дни, и это радикально влияет на их бизнес-процессы. Вся проблема именно в том, чтобы идентифицировать вокруг себя ценные источники оперативных данных различной природы и задавать «правильные» вопросы.

Но понимает ли сам бизнес, чего хочет от Больших Данных? Многие компании стали осмысливать соответствующие проблемы только в прошлом году, они находятся в самом начале пути. Лишь наиболее «продвинутые» из них определились с используемыми инструментами, видами интересующих данных и способами их обработки, а также с желаемыми результатами и способами их измерения.

Наиболее прогрессивный с точки зрения освоения Больших Данных рынок — это розничная торговля, поскольку здесь активно применяются такие технологии, как RFID, контроль трафика, управление цепочками поставок и программы лояльности. Они создают поток информации, имеющей наибольшую ценность лишь в реальном времени, и именно здесь кроется масса наиболее очевидных задач для анализа Больших Данных.

Крупные компании из других отраслей, например финансовые, также довольно активно изучают возможности использования Больших Данных, причем более быстрыми темпами, чем можно было ожидать. Они видят ценность Больших Данных, особенно содержащихся в Интернете, которые позволяют организовывать поиск клиентов и взаимодействие с ними.

У любой коммерческой организации основным движителем проектов является экономическая целесообразность. Все, что потенциально может увеличить доход или оптимизировать затраты, бизнесу будет интересно. Однако с оценкой эффективности инициатив, связанных с Большими Данными, возникают проблемы. При этом дело не только в наличии большого количества неопределенностей и технологических рисков. Подготовка специалистов для реализации потенциала Больших Данных может оказаться гораздо более сложной задачей, чем внедрение необходимых технологий и процессов, ведь от них требуется гораздо более глубокий уровень образования, чем в случае «обычных» аналитиков.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF