Балтимор в штате Мэриленд
14 ОКТЯБРЯ 1904 ГОДА БАЛТИМОР был выжжен огнем; стандартов на размеры соединений пожарных гидрантов еще не существовало

14 октября отмечается Всемирный день стандартов. Почему эта дата заслуживает упоминания? В ответ на этот вопрос Мэри Сондерс, директор координационного управления Национального института стандартов и технологий США (NIST), рассказывает, как однажды центральная часть города Балтимор в штате Мэриленд была выжжена огнем, потому что не было стандартов на размеры соединений для пожарных гидрантов.

В 1904 году центр города охватил гигантский пожар, уничтожив здания на площади больше половины квадратного километра и причинив ущерб на сумму свыше 100 млн долл. На помощь прибыли пожарники из соседних городов — Нью-Йорка, Филадельфии и Вашингтона. Но их оснащение задействовать почти не удалось, потому что в стране еще не был принят единый стандарт на размер соединения гидрантов со шлангами.

Вряд ли кто-то устраивал 14 октября вечеринки: Всемирный день стандартов призван служить напоминанием о том, насколько важную роль они играют в мире и в информационных технологиях.

Около 80% мировой экономики опирается на какие-либо стандарты, что соответствует экономической деятельности на сумму примерно 13 трлн долл. в год, утверждает Джо Бхатиа, президент Американского национального института стандартов (ANSI).

ИТ-компании при создании новых продуктов обычно c неохотой берут на вооружение стандарты, так как рассчитывают диктовать правила рынку благодаря проприетарной технологии, которую могут предоставить только они. Но это близорукий подход, уверены сторонники стандартов.

Джефф Джаффе
ДЖЕФФ ДЖАФФЕ: «Влияние Web на человечество и коммерцию оказалось колоссальным в большой мере благодаря непрерывной эволюции и совершенствованию стандартов»

«Стандарты помогают создать рынок, не допуская господства какой-то одной компании, — полагает Сондерс. — Они образуют платформу, на которой можно строить вертикальные приложения».

Больший рынок означает возможность более крупных доходов для его участников, даже если у каждого из них лишь малая доля.

Возьмем для примера World Wide Web. В начале 1990-х стал развиваться потребительский рынок доступа к компьютерным сетям, обслуживаемый компаниями Prodigy, CompuServe, Delphi и другими. В период своего расцвета самый крупный из этих сервисов, America Online, заполучил пользовательскую аудиторию в 30 млн человек.

Однако AOL со своим замкнутым подходом оказалась неспособной идти в ногу с инновацией в области World Wide Web и открытыми стандартами, которыми любой мог воспользоваться, чтобы опубликовать или просмотреть веб-страницу. Сегодня Web содержит не меньше 8,4 млрд страниц, а численность пользователей достигла 3,4 млрд.

«Web дает возможность заниматься коммерцией, образованием и развлечениями, потому что является открытой платформой, — полагает Джефф Джаффе, директор консорциума World Wide Web Consortium. — Влияние Web на человечество и коммерцию оказалось колоссальным в большой мере благодаря непрерывной эволюции и совершенствованию стандартов».

Во Всемирный день стандартов также стоит вспомнить о проблемах, с которыми приходится сталкиваться организациям по стандартизации. Ведь технологии развиваются все быстрее и становятся все более сложными.

По словам Сондерс, сегодня разрабатывается все больше стандартов, помогающих создавать «системы систем». Среди примеров — облачные вычисления, которые строятся сразу на нескольких уровнях стандартов, а также «умные» энергосети и некоторые виды нанотехнологий. «Технические решения более сложны, — отмечает Сондерс. — Даже десять лет тому назад стандарты создавались в основном, чтобы регулировать соответствие продуктов или сервисов определенным требованиям. Но сегодня колоссальной движущей силой развития стандартов стала относительно более новая потребность в обеспечении интероперабельности».

Сегодня, например, W3C расширяет HTML и другие стандарты разметки веб-страниц, чтобы в Web можно было целиком размещать веб-приложения — такие, которые смогут работать на множестве компьютерных платформ.

Еще одна движущая сила разработки стандартов — это глобализация. Сегодня компании стремятся предлагать свои товары и услуги во всем мире, поэтому им необходимы глобальные стандарты. Очевидный пример — постепенное вытеснение стандартом Unicode набора символов ANSI, в котором есть только латиница. «В большинстве отраслей стремятся строить универсальные решения для многих рынков», — отмечает Бхатиа.

Несмотря на обилие стандартов, существует немало технологий, которым не помешает дополнительная стандартизация. Бхатиа отметил, что в такой новой индустрии, как электромобили, например, нужно стандартное оборудование зарядки машин, подобно тому как любые бензоколонки подходят всем автомобилям, работающим на бензине.

Если говорить о сфере ИТ, то здесь Facebook возглавляет инициативу под названием Open Compute Project, цель которой — стандартизовать обрудование центров обработки данных, в том числе материнские платы и серверные стойки, чтобы они стали взаимозаменяемыми. Как и другие инициативы в области стандартов, этот проект ставит своей задачей снизить расходы и упростить переоборудование ЦОД.

«Если базовые строительные блоки станут универсальными, поставщики смогут направлять инженерные ресурсы на что-то более инновационное», — считает Фрэнк Франковски, вице-президент Facebook по проектированию обрудования и участник координационного совета Open Compute Project.

На прошедшей летом конференции O’Reilly Open Source Conference Франковски сравнил нынешнее состояние центров обработки данных с железными дорогами позапрошлого века.

В середине XIX столетия компании — владельцы быстрорастущей сети железных дорог США не могли дороговориться о ширине рельсов. В результате было семь разных стандартов ширины, и поезда могли ездить только по «своим» железнодорожным веткам. Из-за этого ежедневно тратилась масса усилий на пересадку пассажиров и перенос грузов с одного поезда на другой, если маршрут состоял из линий разных компаний.

«Это были глупые, беспричинные траты, — считает Франковски. — Пассажиров раздражали эти нестыковки, в которых не было никакого смысла, а сами железнодорожники вкладывали массу инженерных усилий в создание обходных решений». Только когда компании договорились о едином стандарте ширины рельсов, они смогли ускорить перевозки и сократить расходы.

«Простой переход на единый стандарт рельсов буквально взорвал темпы инноваций», — продолжил Франковски. Протяженность железнодорожных путей в Америке в считанные десятилетия после ввода стандарта почти удвоилась, а расходы на перевозку материалов снизились с 70 до 2 центов за тонну в расчете на милю.

«Открытость всегда в итоге побеждает», — заключил Франковски.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF