Олег Шиловицкий
Олег Шиловицкий: «Выбор Autodesk в пользу облака для создания системы PLM — стратегическое решение, которое можно сравнить с созданием компании Saleforce.com»

Компания Autodesk, долгое время демонстративно остававшаяся в стороне от задач управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management), в текущем году наконец вышла на этот рынок и сразу с радикальным решением — облачной платформой PLM 360. В развитие своей облачной PLM-стратегии в августе 2012-го Autodesk сообщила о приобретении активов Inforbix, разработчика SaaS-системы для работы с данными об изделии. Сооснователь Inforbix Олег Шиловицкий стал старшим директором Autodesk по PDM/PLM. В ходе московской конференции Autodesk University с Шиловицким побеседовала редактор журнала «Открытые системы».

Расскажите, пожалуйста, об Inforbix. Какие решения вы разрабатываете, почему они заинтересовали Autodesk?

Примерно с середины 2000-х годов мне регулярно задают вопрос, можно ли сделать PLM столь же простым в использовании, как Google. И это тот главный вопрос, ответ на который мы хотели дать, создавая Inforbix. До последнего времени деятельность разработчиков ПО фокусировалась на том, как создавать данные. Очень мало систем, задача которых — извлекать данные. И это большая проблема, потому что найти что-либо внутри компании оказывается очень непросто. Придите в любую компанию и спросите, например, какому количеству пользователей нужна та или иная функция в их продукте или какие у них три самых проблемных поставщика. Такие вопросы, как правило, ставят в тупик. Понятно, что ответы где-то есть, наверное, их знает несколько человек, но нет решения, позволяющего их быстро получить и использовать в интересах компании.

Создавая Inforbix, мы следовали трем основным принципам. Во-первых, предоставить возможность использовать данные, которые есть внутри компании. Во-вторых, реализовать это надо просто. В-третьих, обеспечить максимально простое внедрение такой системы.

В результате мы создали решение, которое позволяет легко извлекать данные из разных источников информации, прежде всего из файлов САПР, Excel и других типов файлов. Несмотря на то что системы управления данными о продукте (Product Data Management, PDM) существуют уже давно, по статистике в мире 80% компаний их по сей день не используют. А если посмотреть на малые компании, то этот показатель перевалит за 90%. Почему это происходит? Потому что эти системы дороги и неудобны. В Inforbix мы реализовали часть функций PDM, которые позволяют находить данные внутри компании и обеспечивают их совместное использование. И реализовали это максимально просто для пользователей. Поскольку система облачная, для работы с ней нужно только зарегистрироваться и установить поисковый робот. Дальше все происходит автоматически.

И, как оказалось, стратегия Inforbix до такой степени совпадает со стратегией компании Autodesk, что, когда мы встретились с президентом Autodesk Карлом Бассом, то быстро выяснили, что нам настолько по дороге, что лучше пойти вместе.

В чем было совпадение?

Во-первых, облачный подход. Мы верим, что облако — это будущее, открывающее большие возможности. Autodesk тоже. Во-вторых, мы разработали достаточно много сервисов, которые позволяют представить мир в виде данных. Данные легко могут быть найдены, они глубоко индексированы, то есть включают большое количество семантических связей между собой, которые не всегда очевидны. Мы автоматизируем поиск этих связей. Это тоже совпадение с тем, как Autodesk представляет себе работу с данными.

Можно сравнить решения Inforbix с такими поисковым системами, как Exalead компании Dassault Systemes или Active Workspace компании Siemens PLM Software?

Есть значительная схожесть с тем, что делают эти системы.

Почему сейчас стало так востребовано дополнение среды PLM подобными поисковыми системами?

Можно назвать несколько причин. Во-первых, растет потребность в информации, потому что информации становится больше. Во-вторых, все наконец согласились с тем, что невозможно создать PLM-систему с одной базой данных, невозможно объединить все необходимые данные в одном месте. И третье — это Google, которая настолько прочно вошла в наше сознание, что мы хотим иметь нечто подобное и в своей работе.

Много ли клиентов у Inforbix, насколько ваша клиентская база пересекается с клиентской базой Autodesk?

У нас немного клиентов. Мы использовали так называемую модель freemium, предоставляя возможность пользоваться сервисом бесплатно до определенного объема функциональности. Пара сотен компаний это использовали, но Autodesk купила Inforbix не из-за заказчиков. Приобретение Inforbix соответствует тому, как Autodesk в большинстве случаев покупает компании, — в самом начале их развития, если технологии компании кажутся Autodesk перспективными.

Судя по вашей должности, система PLM 360 будет входить в ваши обязанности. Как вы оцениваете первые результаты продвижения этого решения и какие задачи перед собой ставите по его развитию?

Да, это одно их основных направлений моей деятельности. Но для продукта такой компании, как Autodesk, который существует на рынке всего четыре месяца, подводить какие-то итоги рано. Главный шаг, который был сделан, это выбор в пользу облака для создания системы PLM. Это действительно стратегическое решение, которое можно сравнить с созданием компании Saleforce.com, решившей продвигать систему CRM как сервис. Для того чтобы реализовать амбиции создать аналог Salesforce.com для PLM, Autodesk несомненно потребуется время. Но я считаю, что у компании есть для этого уникальные возможности. PDM и PLM существуют уже порядка 15-20 лет. Самое трудное для компании — менять существующий бизнес, сложившуюся модель доходов. В этом смысле преимущество Autodesk состоит в том, что у компании нет большого бизнеса PLM, которым пришлось бы рисковать, создавая нечто кардинально новое. Поэтому шансы на успех повышаются.

Какие могут быть ограничения, проблемы, опасности облачного подхода для PLM?

Думаю, есть две опасности. Во-первых, в продажах главный конкурент — это статус-кво, с ним тяжелее всего бороться. А в результате борьбы со статусом-кво может возникнуть вторая опасность — получить результат, непропорциональный ожиданиям того, что PLM 360 может дать. Сформировать правильные ожидания — задача тех, кто будет заниматься продвижением PLM 360.

С точки зрения технологий с облаком действительно связывают некоторые объективные опасения. Больше всего говорится о проблемах безопасности. Однако облачные технологии — это не главный риск потерять информацию. Самую большую опасность с точки зрения потери информации внутри компании составляют люди. Гораздо легче получить информацию через людей, чем взломать какую-то компьютерную систему. Опасения, связанные с облаком, часто отводят от реальной проблемы. Есть компании, в которых вечером, после окончания рабочего дня, чертежи валяются на столах. И они говорят о том, что облако создает опасность потери чертежей? Если внутри компании ИТ-подразделение не устанавливает политики на использование паролей и компьютеры оказываются доступны вечером, после того как люди ушли с рабочих мест, то облачные технологии здесь ни при чем.

В целом я не вижу больших технологических ограничений для использования облака для PLM. Технологии — это просто, люди — это очень сложно. Нет сомнения, что мы можем сделать правильные технологии, сложность в том, как соединить наши технологии с людьми. То есть как найти правильную модель продажи облачных технологий и как обеспечить эффективность работы специалистов, которые эту технологию используют.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF