Как ожидается, мобильный рынок начнет играть важную роль для Facebook, когда она найдет способ извлекать из него доход, однако аналитики считают, что создавать собственный смартфон для компании большого смысла не имеет.

На пользователей мобильных устройств уже приходится значительная доля трафика Facebook. По данным на конец марта, Facebook ежемесячно активно пользовались 901 млн пользователей и 488 млн из них заходили с мобильных устройств. А в апреле численность мобильных пользователей уже превысила 500 млн.

Однако после первичного выпуска акций Facebook открытым предложением внимание общественности обратилось на доходы социальной сети, и стало известно, что она не справляется с «монетизацией» деятельности своих пользователей. В особенности это справедливо на мобильном рынке, где у Facebook сейчас, по данным CCS Insight, практически нет доходов.

«Сомневаюсь, что Facebook нужно выпускать собственный аппарат, — признается Джефф Блейбер, руководитель CCS Insight по исследованиям рынка мобильного программного обеспечения. — Операционная система Android понадобилась Google, чтобы на мобильных устройствах выполняли поиск через соответствующий сервис, а Facebook и так очень многие пользуются на мобильных аппаратах».

Если принять во внимание расходы и ресурсы, требуемые на разработку смартфонов, трудно представить, что эти вложения оправдаются для Facebook, особенно если учесть нынешнее состояние смартфонного рынка, считает Блейбер: «Разработка смартфонов требует колоссальных затрат, поскольку жизненный цикл этих аппаратов, особенно на основе Android, крайне короток. На доходы в огромной степени влияют рыночные факторы, и приходится прилагать большие усилия, чтобы обеспечить конкурентоспособность каждой новой модели».

Но если уж в Facebook решительно настроены выпускать собственные аппараты, это не обязательно должен быть именно смартфон. Можно предлагать планшеты — их рынок еще не настолько развит, как сегмент смартфонов, считает Коцца. Правда, по ее мнению, молодежи планшеты нравятся меньше, чем смартфоны.

Еще один путь к усилению контроля над мобильными телефонами — продолжение разработки стандарта HTML5, который Facebook активно пропагандирует. Предполагается, что приложения на HTML5 смогут работать в браузере на любой платформе, а не только на конкретном смартфоне. Таким образом, если Facebook внесет какие-то изменения в приложения, это затронет гораздо больше пользователей, чем если бы перемены касались только владельцев смартфона единственной марки.

Недавно появились сообщения о том, что часть денег, вырученных благодаря IPO, в Facebook собираются потратить на приобретение норвежской компании Opera Software, разработчика браузера Opera.

«Я глубоко убежден, что у Facebook будет гораздо больше возможностей для контроля над рынком с помощью HTML5, чем посредством создания собственного аппаратного обеспечения», — заявляет Блейбер.

Благодаря приобретению Opera социальная сеть могла бы заполучить коммерческие связи со многими крупнейшими операторами мира, считают аналитики Strand Conslut. Opera также работает на рынке мобильной рекламы, имеет супермаркет приложений, а кроме того, руководство компании хорошо знает ситуацию на рынках в таких странах, как Индия, Россия и Бразилия, а также в Африке и Азии, полагают эксперты.