ВЛАДИМИР МАКАРОВ: «Мы против того, чтобы заставлять врачей работать с системой административными методами»
ВЛАДИМИР МАКАРОВ: «Мы против того, чтобы заставлять врачей работать с системой административными методами»

В столичных поликлиниках завершается внедрение системы управления потоками пациентов (СУПП). До окончания первого этапа создания единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС) осталось несколько недель. Cервис для трех категорий пользователей — врачей, пациентов и чиновников, реализованный в масштабе многомиллионного города, вызывает повышенный интерес у профессионалов медицинской информатики. Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) познакомил экспертное сообщество с СУПП, продемонстрировав веб-интерфейсы врача, работника регистратуры и сотрудника контакт-центра.

Интерфейсы еще далеки от совершенства, их уже дважды полностью меняли, и работа над их эргономикой продолжается. Благодаря системе формирования пользовательских интерфейсов новые вкладки на рабочих местах будут появляться по мере ввода в действие остальных сервисов ЕМИАС.

Персональные данные в системе не хранятся, идентификация пациентов производится в регистре московского Фонда обязательного медицинского страхования, с которым СУПП поддерживает онлайн-соединение. Специально для работы ЕМИАС в МФОМС создан ряд полей, например для актуального адреса пациента. По данным московского портала госуслуг, в настоящее время в системе работают 242 из 357 городских поликлиник, подчиненных Департаменту здравоохранения.

Как подчеркнул Владимир Макаров, советник руководителя ДИТ, функционал системы значительно богаче, чем запись к врачу. В СУПП заложены возможности управления расписанием и живой очередью, механизмы вертикальной и горизонтальной маршрутизации пациентов (от врача к врачу и из организации в организацию), листы ожидания (внутри учреждений, окружные и городские) и направления на лечебно-диагностические процедуры. По его словам, система позволила каталогизировать ресурсы амбулаторно-поликлинического звена.

С введением в строй СУПП значимым каналом записи на прием к врачу стал контакт-центр, арендуемый у «Ростелекома» (наряду с терминалами самозаписи и интернет-порталом). По статистике, 88% вызовов ожидают ответа оператора менее 40 секунд, и пусть скептики считают, что это «не настоящая» электронная запись (хотя она ведется в единой информационной системе), но те, кому приходилось дозваниваться в регистратуру поликлиники, наверняка почувствовали разницу.

Звонков в центр совершается примерно вдвое больше, чем записей, так как часть абонентов хочет лишь получить информацию о работе врачей, а 43% желающих попасть на прием к специалистам узнают, что запись закончена.

До сих пор размер неудовлетворенного спроса на первичную медпомощь в системе ОМС был неизвестен: работающие граждане, которые не смогли попасть в поликлинику и получить положенные по страховке услуги, обращаются к платной медицине. Теперь контакт-центр имеет достоверные сведения, сколько людей обращались, но не смогли записаться на прием, данные мониторинга доступности медпомощи получает ДИТ, оценить масштабы бедствия может Департамент здравоохранения и мэр Москвы. А пациента смогут поставить в лист ожидания.

Построение ЕМИАС идет одновременно с реорганизацией системы первичной медицинской помощи. Из сотен поликлиник формируются 47 «кустовых» амбулаторно-поликлинических центров, каждый из которых объединен в одно юрлицо с несколькими поликлиниками. Без информационных технологий оперативно и оптимально перераспределять ресурсы и пациентов в рамках новой структуры практически нереально.

Основная проблема автоматизации здравоохранения — пробелы в нормативном обеспечении. Создатели СУПП рассматривали Москву как большую виртуальную поликлинику, где можно получить медицинскую помощь по определенным регламентам. Но пока эта концепция не работает, так как не хватает утвержденных документов по целому ряду процедур, например перенаправления пациентов в случае, когда участковый врач в отпуске или болен, порядка квотирования времени на первичный или повторный прием и др. Поэтому возможность мониторинга загруженности ресурсов ограничена — увидеть в системе полный день врача нельзя, так как в каждой поликлинике есть собственные квоты времени на заполнение медицинской документации, диспансеризации, прием по живой очереди и по направлениям.

В проекте ЕМИАС пять основных сервисов. В ближайшее время ДИТ готовится объявить конкурс на создание одного из самых важных из них — системы интегрированной медицинской информации (электронной медкарты). Ожидается, что технически сервис будет готов уже в этом году, а c 2013 года начнется его пилотирование и доработка. «Мы не будем превращать бумажный архив в электронный», — заявил Макаров. Накопление информации в электронных медкартах москвичей начнется с 2012 года.

Тесно взаимодействовать с системой электронных медкарт, направленной на обеспечение лечебного процесса, будет cистема персонализированного учета оказанных медуслуг, формирующая отдельный массив структурированных данных.

Область административно-хозяйственного учета автоматизирована лучше других, но на поддержку локальных систем бюджетного учета медучреждений Москва тратит 400-500 млн руб. в год. С целью снизить совокупную стоимость владения ПО будет построена система консолидированного управленческого учета.

В единую систему также планируется собрать десятки разрозненных медицинских регистров.

В больницы города в 2012 году будут поставлены рабочие станции на 1 млрд руб., сообщил Макаров. А вот МИС для стационаров Москва разрабатывать не будет, планируется отобрать на открытом нефинансовом конкурсе три—пять готовых промышленных решений и предложить их на выбор медучреждениям. Эти системы ждет полнофункциональная интеграция с ЕМИАС. Концепция конкурса будет обсуждаться на сайте емиас.рф, для начала нужно регламентировать бизнес-процессы больниц, подлежащие автоматизации. От разработчиков, которые примут участие в конкурсе, потребуется безвозмездно передать городу права пользования своей системой.

Ранее созданные в больницах МИС можно будет использовать за счет внебюджетных источников, но поддерживать из бюджета города развитие систем «имени главврача», часть которых работает под управлением DOS, ДИТ не намерен, это чересчур накладно. Еще один важный фактор — прозрачность единой системы. Многие главврачи держатся за свои локальные решения, не желая выдавать наружу данные, например, учета медикаментов.

«Мы против того, чтобы заставлять врачей работать с системой административными методами, никаких директив не планируем», — заверил Макаров. По его словам, ДИТ стремится предоставить врачам удобный инструмент для работы.

«Мы открыты к диалогу», — заявил Макаров, и это не голословное утверждение. ДИТ уже ввел в практику публичное обсуждение проектов технических заданий, выкладывая их на своем сайте. Общественную экспертизу прошли задания на систему интегрированной медицинской информации и систему персонализированного учета. Для будущих обсуждений подготовлена специальная площадка — сайт емиас.рф, куда планируется выкладывать все документы, связанные с системой.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF