ИННА СОРОКИНА: «Мы не только пробуем новые направления, но и возвращаемся к старым, если чувствуем их потенциал»
ИННА СОРОКИНА: «Мы не только пробуем новые направления, но и возвращаемся к старым, если чувствуем их потенциал»

Два года назад компания ViewSonic, известная прежде всего как производитель мониторов, объявила о начале процесса диверсификации своего бизнеса в России, основной целью которой стало сокращение доли мониторов в портфеле компании и развитие других, более перспективных с точки зрения текущей рыночной ситуации направлений, в частности, мобильных устройств. О том, что принесла диверсификация, рассказывает глава представительства View­Sonic в России Инна Сорокина.

Начнем с основного вашего бизнеса — мониторов. Что дало сокращение их доли в портфеле компании и как это сказалось на вашем бизнесе?

Действительно, мы начали процесс диверсификации два года назад и пока не завершили. До того мониторы составляли 90% нашего бизнеса, и это было очень рискованно. Сейчас, по итогам прошлого года, доля мониторов сократилась до 67%, но они по-прежнему составляют основу нашего бизнеса.

Нам это дало возможность предложить более широкий спектр продуктов потребителям и нашим партнерам. ViewSonic из бренда, который знаком только профессионалам, становится более известен. И мы, конечно же, снизили риски.

Но диверсификация — планомерный процесс, и мы не готовы объявлять о его завершении. Идет работа в различных сегментах рынка, мы пробуем новые направления, иногда возвращаемся к перспективным старым, таким, например, как электронные книги.

Какую долю в вашем портфеле займут мониторы по итогам текущего года?

Я думаю, что их доля еще немного снизится и составит порядка 60%. Но хочу подчеркнуть, это не означает снижение их объемов продаж.

Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском рынке мониторов? Будет ли сокращаться количество игроков на нем или доля мониторов в их продукции или баланс уже найден?

Рынок, безусловно, стагнирует, и хорошо, если он сумеет удержаться на показателях прошлого года. Он очень сильно зависит от рынка десктопов, который сам по себе сокращается, в частности, из-за распространения мобильных устройств. К тому же рынок мониторов достаточно унифицирован: в отличие от проекторов, например, где для разных групп пользователей нужен разный функционал, мониторы, предназначенные для офиса и дома, практически не отличаются. И это является еще одним из факторов, способствующих стагнации рынка.

Сейчас какое-то количество игроков ушло с рынка, но десятка ключевых игроков на нем остается той же самой, и конкуренция остается столь же сильной.

Вы упомянули о возвращении на рынок ридеров. Это означает, что вы верите в перспективы этого рынка, в отличие от тех, кто предсказывает его закат в эпоху планшетных компьютеров?

Мы тоже так думали, потому и покинули этот рынок, что было, признаюсь, не очень расчетливым решением. Во-первых, люди в России продолжают читать много. Во-вторых, ридеры и планшеты все-таки совершенно разные устройства, с разным функционалом. Электронные книги и не нуждаются в таком расширенном функционале, как планшетные устройства. Ридеры — более легкие, более компактные гаджеты, с долгим сроком автономной работы. И не будем также забывать о преимуществах использования технологии электронных чернил, прежде всего для зрения. Думаю, этому направлению есть место как минимум в ближайшие два-три года.

Западным потребителям известны также моноблоки ViewSonic. Планируете ли вы развивать это направление в России?

Российский рынок пока не готов к активному использованию моноблоков. Мы выходили с этими продуктами несколько лет назад, когда предполагалось, что это рынок будет расти семимильными шагами, но оказалось, что это устройство нишевое, ориентированное прежде всего на корпоративных заказчиков, довольно дорогое, которое не могло конкурировать с традиционной связкой «монитор-десктоп».

Думаю, время моноблоков еще наступит, как только цена на них упадет до уровня, на котором они станут интересны корпоративным заказчикам, но вряд ли это произойдет в ближайшее время.

Поговорим о рынке информационных панелей, которому обычно уделяют не очень много внимания. Какова сейчас ситуация на нем?

Возможно, об этом рынке говорят мало потому, что его объем пока сравнительно невелик. Но это удивительный рынок, который, в отличие от многих других, активно растет. Сейчас его рост в денежном выражении происходит главным образом за счет увеличения диагонали панелей. Основную долю на нем занимают панели с диагональю 42-47 дюймов, и размер диагонали будет увеличиваться. Еще надо учесть, что российский рынок информационных панелей пока не насыщен — эти устройства пока ставят преимущественно в торговых центрах, тогда как в Европе или США их используют шире.

В России ViewSonic только начинает работать на этом рынке, и мы рассчитываем выйти на него в конце этого — начале следующего года.

Как вы оцениваете рынок проекторов?

Как и рынок информационных панелей, рынок проекторов перерос докризисный уровень, и это одно из главных достижений. Большим плюсом является также то, что с точки зрения продукта этот рынок не унифицирован и функционал устройств для разных потребителей и задач достаточно разнообразен. Поэтому здесь интересно работать. Рынок активно развивается — к примеру, появляются ультракороткофокусные проекторы, так называемые «безламповые» проекторы, и к тому же он обладает более высокой маржинальностью, чем, например, рынок мониторов.

Когда вы только выходили на рынок мобильных устройств, вы говорили о том, что не строите планов по его завоеванию, что «только пробуете». Закончился ли этот пробный период?

Да, закончился. ViewSonic была третьей компанией, вышедшей на рынок планшетов, и мы безусловно ожидали сильной конкуренции и быстро меняющейся расстановки сил на нем. Сейчас мы равноправный игрок рынка, хотя пока занимаем на нем не очень большую долю. В этом году планируем обновить линейку планшетных устройств, но по-прежнему будем играть в сегменте 10 и 7 дюймов.

Чем вы планируете привлечь потребителя?

Сейчас рынок поделен на два основных сегмента — устройства на базе iOS и Android. Вторые, в силу большей дешевизны и широкого спектра моделей, предлагаемых самыми разными производителями, имеют хорошие перспективы и постепенно отвоевывают рынок у первых.

Пока я не готова подробно говорить о новых моделях планшетов, которые мы планируем представить во второй половине года, но это будут интересные устройства, предназначенные не только для развлечений, но и для решения корпоративных задач.

В вашей линейке присутствуют планшеты, в которых используются сразу две платформы — Android и Windows. Интересно ли это потребителю, по вашему опыту?

Пока Windows-планшеты занимают небольшую долю рынка, но я думаю, ситуация изменится с выходом на рынок Windows 8. Поэтому мы держим руку на пульсе.

Наряду с планшетами вы предложили российским потребителям и смартфоны. Был ли успешен этот опыт?

Нет, мы приняли решение свернуть это направление. Это высококонкурентный рынок, требующий очень больших инвестиций, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения маркетинга. Это не являлось нашей основной задачей, поэтому мы ушли с рынка смартфонов.