АЛЕКСАНДР ГУСЕВ: «Минздравсоцразвития строит систему для себя, а проблемы пациентов и врачей становятся второстепенными»
АЛЕКСАНДР ГУСЕВ: «Минздравсоцразвития строит систему для себя, а проблемы пациентов и врачей становятся второстепенными»

В начале текущего года на экспертной интернет-площадке «ГосБук», созданной Институтом современного развития при поддержке Администрации президента РФ, был начат сбор предложений будущему главе государства под девизом «Будь услышан президентом». Свою часть наказа президенту сформировали и специалисты в области информатизации здравоохранения. Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», обобщил результаты продолжительных обсуждений проекта единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).

Предполагалось, что ЕГИСЗ повысит эффективность работы врача и доступность медицинской помощи. Федеральные власти предложили концепцию информатизации и документы, закрепляющие этапы реализации проекта, основные мероприятия и критерии эффективности. Внимательные и болеющие за дело наблюдатели отметили принципиальные недостатки проекта ЕГИСЗ.

Во-первых, проект реализуется без обсуждения с профессиональным медицинским и ИТ-сообществами. Во-вторых, трансформировались приоритеты: вместо повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи посредством электронных медкарт, систем поддержки принятия врачебных решений, телемедицины и автоматизации медицинских организаций главной, если не единственной, задачей стал сбор статистики для нужд управления здравоохранением. Минздравсоцразвития РФ строит систему для себя, утверждают эксперты, а насущные проблемы пациентов и врачей становятся откровенно второстепенными, побочными. Деньги, выделенные государством на информатизацию, сейчас работают не на врачей и пациентов, а на чиновников.

В проектах методических рекомендаций по созданию ЕГИСЗ основное внимание уделено техническим аспектам, которые, по мнению экспертов, не являются необходимыми и еще не имеют технико-экономического обоснования (например, облачные технологии), но в то же время ограничивают свободу реализации фрагментов системы и конкуренцию разработчиков.

Подготовительные и организационные работы по проекту все время затягиваются, а принципы и правила постоянно пересматриваются. Причем это делается не на основе опыта, мнения профессионалов или интересов регионов, а под влиянием конъюнктурных перемен в правительстве.

Региональные и федеральные конкурсы на выполнение работ проводятся без общепринятых стандартов информационного обмена, без единых требований к функциональным возможностям отдельных компонентов и к нормативно-справочной информации. Вместо единой системы из дополняющих друг друга модулей проектируется набор разрозненных компонентов, не совместимых ни на уровне данных, ни на уровне одинаково понимаемых целей и задач всей системы.

Участники сообщества считают целесообразным сформировать общественный экспертный совет для постоянного обсуждения, анализа и формирования предложений по реализации проекта ЕГИСЗ (с таким предложением ранее выступала Ассоциация развития медицинских информационных технологий.) Этот совет должен быть ориентирован на повышение эффективности работы врача и улучшение результатов медицинской помощи средствами информатизации. Эксперты также сформулировали его важнейшие задачи.

Первоочередным делом общественного совета должны стать предложения по изменению концепции ЕГИСЗ, усиливающие роль автоматизации мед­учреждений, переносящие акцент с интересов и задач чиновников на интересы и задачи врачей. Чтобы обеспечить единство целей разработчиков и будущих пользователей ЕГИСЗ, следует установить критерием эффективности информатизации на всех уровнях системы здравоохранения содействие улучшению конечных результатов медицинской помощи.

Для защиты от монополизации необходимо дать право каждому региону выбирать или развивать имеющиеся собственные решения. Чтобы обеспечить рациональную конкуренцию, надо ввести классификацию медицинских информационных систем, с указанием для каждого типа минимальных требований к функциональным возможностям, сохранив при этом принцип свободы технической реализации системы и защитив тем самым существующие решения от необоснованных технических ограничений.

Для преемственности развития здравоохранения в ходе его информатизации следует указать на необходимость сохранить и развивать эффективные формы медицинской помощи, разработанные в «докомпьютерный» период.

Экспертный совет должен дать ИТ-компаниям и медицинским организациям ориентиры для разработки, совершенствования, рационального выбора и внедрения медицинских информационных систем. Для этого необходимо сформировать практические рекомендации по важнейшим видам информационных систем: электронная регистратура, комплексная медицинская информационная система ЛПУ, региональная и лабораторная системы. Вносить предложения по разработке нормативных документов следует, опираясь на лучший отечественный опыт информатизации здравоохранения.

Поставленные проблемы не соответствуют президентскому уровню, считает Борис Зингерман, заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра, тем не менее четкая фокусировка задач полезна самому профессиональному сообществу. Наверху же должны решаться самые принципиальные вопросы, например стимулирование врачей и медучреждений, внедряющих информационную систему. «Кто-нибудь может сегодня объяснить, зачем ЛПУ внедрять информационную систему? Нам в первую очередь надо продумать и законодательно оформить такие стимулы», — подчеркнул он.

Разработка комплекса мер по стимулированию и пропаганде широкого использования медицинских информационных систем в лечебно-профилактических учрежденияx также включена в перечень первостепенных задач общественного совета по проекту ЕГИСЗ.

Назначен замминистра здравоохранения, который должен спасти ЕГИСЗ

Председатель правительства РФ Владимир Путин назначил заместителем министра здравоохранения и социального развития Андрея Гусельникова. Зоной ответственности нового заместителя Татьяны Голиковой станет информатизация системы здравоохранения.

В декабре прошлого года правительственная комиссия по внедрению информационных технологий указала на риск срыва проекта по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2012 году и обязала главу Минздравсоцразвития предложить кандидатуру на пост своего заместителя, который будет обеспечивать руководство и организацию работы министерства исключительно в сфере информатизации здравоохранения. Андрей Гусельников — специалист по управлению информационными технологиями в сфере государственных финансов. Ранее он занимал должность начальника Управления информационных систем Федерального казначейства.

Согласно решению правительственной комиссии, Минздравсоцразвития должно не позднее 1 марта 2012 года представить перечень стандартов хранения, обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации и иные требования, которые нужно учесть при создании ЕГИСЗ, чтобы обеспечить ее функционирование и интеграцию региональных сегментов с федеральным.