Acronis специализируется на решениях по защите данных, резервному копированию и аварийному восстановлению для средних и малых компаний. Глобальный индекс готовности ИТ-инфраструктур предприятий SMB к аварийным ситуациям по всему миру компания составляет второй год подряд, привлекая к исследованию аналитиков Ponemone Institute. В этом году на вопросы отвечали 6 тыс. ИТ-менеджеров и ИТ-администраторов компаний из 15 отраслей, с численностью рабочих мест до тысячи. В Acronis утверждают, что это крупнейшее международное исследование в своей области.

Представляя данные исследования журналистам, вице-президент Acronis Дмитрий Жуковский отметил, что в целом уровень уверенности организаций в своей готовности, возможностях и процедурах резервного копирования и аварийного восстановления за прошедший год вырос на 14%. Жуковский пояснил, как составляется индекс. Участникам было предложено обозначить степень своего согласия с контрольными утверждениями, распределенными по пяти основным темам: возможность и желание внедрять новые технологии, уверенность в процедурах и политиках, уровень поддержки руководства, возможность быстро восстановить работу после сбоя. Оценки варьировались от – 5 до 5, затем на их основе вычислялся агрегированный показатель для страны.

Глобальный индекс Acronis «Готовность ИТ-инфраструктуры к?аварийному восстановлению»Для большинства стран, которые второй раз приняли участие в опросе, индекс по сравнению с прошлым годом вырос. Наибольшую уверенность в возможности восстановить бизнес при возникновении непредвиденных ситуаций продемонстрировали ИТ-службы компаний Германии, Голландии и Японии. Россия, увы, оказалась в аутсайдерах — более низкий показатель имеет только Бразилия.

Несмотря на, казалось бы, вселяющую оптимизм динамику, в Acronis из исследования сделали довольно тревожные выводы. 86% компаний сталкивались с простоями за последние 12 месяцев, в среднем длительность простоя составляет около двух дней, а стоимость приближается к 400 тыс. долл. в год. При этом четверть участников опроса не делают резервного копирования на удаленные площадки. Задача защиты данных в SMB из год в год остается низкоприоритетной судя по бюджетам на аварийное восстановление, которые составляют неизменные 10% от всех ИТ-затрат. Определяется такое отношение к проблеме, считают в Acronis, невниманием к ней руководства. Почти половина опрошенных (47%) считают, что топ-менеджмент не оказывает должной поддержки задачам резевного копирования и восстановления, и по сравнению с данными прошлого года уровень поддержки руководства упал на 13%. Все это может в будущем очень негативно отразиться на бизнесе. Исследование показало, что на предприятиях малого и среднего бизнеса за год создается порядка 40 Тбайт новых данных, и это значит, что их потери будут сопряжены со все большими рисками для бизнеса.

Что же Россия? По данным исследования, ситуация выглядит плачевной — лишь 2% ИТ-менеджеров российских компаний, принявших участие в исследовании, высказали абсолютную уверенность в том, что их инфраструктура выдержит любые испытания. При этом среднее время простоев за год в России чуть выше, чем по миру, а оценка стоимости ущерба хоть и одна из самых низких среди участников опроса, но сравнима с общемировой (310 тыс. долл. в год против чуть более 366 тыс. долл. в мире). Причины неуверенности те же, что и в мире, но в еще более концентрированном числовом выражении: российский средний бизнес на резервное копирование выделяет лишь 5% ИТ-бюджета, и 57% опрошенных жалуются на невнимание руководства к проблеме. Почти половина российских ИТ-менеджеров также сетуют на низкую квалификацию персонала: в России по сравнению с другими странами уверенность в правильных действиях специалистов при выполнении резервного копирования и аварийного восстановления находится на самом низком уровне. И это означает, что преобладающая причина сбоев — человеческий фактор (ее называют 60% опрошенных по миру) — для России особенно актуальна.

Исследование показало, что при объективно тревожной ситуации в России больше всего опрошенных — 30% — вообще не беспокоятся о возможных перебоях ИТ-инфраструктуры, что, видимо, является ярким проявлением нашей традиционной склонности полагаться на «авось».