Сергей Ульянкин: «DVB-T2 — стандарт технически более совершенный, он обладает системой помехоустойчивого кодирования, а потому обеспечит передачу в эфир большего числа каналов и с лучшим качеством»
Сергей Ульянкин: «DVB-T2 — стандарт технически более совершенный, он обладает системой помехоустойчивого кодирования, а потому обеспечит передачу в эфир большего числа каналов и с лучшим качеством»

В начале февраля в Москве состоялось главное для отечественной телевизионной индустрии мероприятие. Международный форум CSTB 2012 собрал более 450 компаний: ведущих телеканалов, операторов кабельного и спутникового ТВ, производителей, дистрибьюторов и интеграторов систем цифрового телевидения.

Форум начался с заседания круглого стола, посвященного переходу национального вещания на цифровой стандарт. Участники дискуссии сфокусировались на недоработках в существующем законодательстве, регулирующем отношения рыночных игроков. На этот раз, впрочем, список претензий к законотворцам оказался кратким.

По мнению Михаила Силина, вице-президента Ассоциации кабельного телевидения России, усилиями отрасли законодательство в значительной степени удалось адаптировать к реалиям современного рынка телерадиовещания, и теперь дело за формированием практики применения новых отраслевых норм.

Президент АКТР Юрий Припачкин обратил внимание аудитории на правовую коллизию, возникшую после введения юридически значимого понятия универсальной лицензии, дающей право на распространение телерадиоконтента во всех технических средах — через эфир, кабель или спутниковые каналы.

Припачкина поддержал начальник управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Максим Ксензов: «Действительно, универсальная лицензия в той форме, в которой она предусмотрена новым законодательством, породила много практических вопросов. Такую лицензию может получить только редакция, являющаяся юридическим лицом».

Но редакции, как правило, являются структурными подразделениями вещательных компаний и не имеют отдельного юридического статуса. Получить универсальную лицензию большинству из них невозможно. Ксензов предложил непростой, но реальный выход из сложившейся ситуации: вещательным компаниям внести в уставные документы изменения, официально закрепив за собой функции редакций. Крупным телевизионным компаниям, таким как ТНТ или СТС, проделать такой «фокус» будет тяжело — их оргструктура сложна и включает в себя десятки подразделений, также являющихся юридическими лицами. Это значит, что для переоформления уставных документов большинству вещателей понадобятся внушительные материальные ресурсы. На сегодня из больших телекомпаний только ТВЦ имеет в своем уставе запись о том, что телеканал выполняет функции редакции, сообщил Ксензов, пообещав все же принять меры к устранению коллизии.

К числу позитивных нововведений он отнес норму, согласно которой при получении универсальной лицензии заявителям не нужно будет доказывать регулятору техническую возможность вещания. А главным механизмом, обеспечивающим легитимность данной лицензии, представитель Роскомнадзора назвал формируемую сейчас государственную информационную систему в сфере массовых коммуникаций. Эта система станет своеобразным аккумулятором информации о взаимоотношениях всех участников ТВ-рынка.

Но нелепая регулятивная установка в отношении универсальной лицензии — не единственный недочет. Так, в современном правовом пространстве появилось новое действующее лицо, роль и место которого на рынке пока не формализованы. Это распространитель контента — посредник, транслирующий телеканалы в неизмененном виде, без вставки собственного содержания или рекламы. Кроме того, по словам Силина, недостаточно проработаны вопросы взаимоотношений участников рынка с обладателями прав на интеллектуальную собственность. Новые риски таит в себе и беспрецедентная для мировой практики оте­чественная правовая норма о бесплатной доставке абонентам общедоступных каналов. Наконец, проблемы могут возникнуть в связи с неожиданным принятием в сентябре прошлого года решения правительственной комиссии о переходе на стандарт цифрового вещания DVB-T2.

Это решение, отметил Припачкин, было принято в момент, когда процесс цифровизации отечественного телевидения на основе стандарта первого поколения, DVB-T, уже набрал ход. В 12 субъектах РФ на востоке страны такие сети уже введены в эксплуатацию, идет строительство сетей еще в 27 субъектах, уже в европейской части России.

«Лучше поздно, чем никогда», — заявил по этому поводу Сергей Ульянкин, директор Департамента цифрового телевидения и использования новых технологий в средствах массовых коммуникаций Минкомсвязи. Он отметил, что стандарт вещания DVB-T2 — технически более совершенный, он обладает системой помехоустойчивого кодирования, а потому обеспечит передачу в эфир большего числа каналов и с лучшим качеством. План перехода на новый стандарт уже разработан министерством, этот документ описывает изменения в нормативно-техническом регулировании деятельности вещателей и регламентирует процесс начавшейся уже модернизации сетей распространения сигнала.

Единственным существенным препятствием для перехода на новый стандарт, по мнению Ульянкина, является вопрос замены уже имеющихся у населения телеприставок для приема цифрового телевидения стандарта DVB-T.

«Этот вопрос прорабатывается, и к концу года у нас будет внятная программа замены приставок», — сообщил представитель Минкомсвязи.

Распространение в России приставок и телевизоров с поддержкой DVB-T2 сейчас практически равно нулю. «Это вопрос о курице или яйце. Будут построены сети нового стандарта — появятся и абонентские приставки к ним. Ну а без второго не будет и первого», — полагает Виктор Пинчук, заместитель генерального директора ФГУП РТРС по управлению, эксплуатации и развитию сети. По его словам, заминка в процессе цифровизации отечественного ТВ, связанная со сменой стандарта, хотя и имеет место быть, но в итоге пойдет на пользу делу. В феврале или в начале марта РТРС начнет внедрение нового стандарта цифрового телевещания — поначалу регулярное вещание в формате DVB-T2 будет запущено в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Волгограде и Краснодаре. РТРС также начала активные консультации с производителями телевизионного оборудования, для того чтобы те смогли произвести и направить в эти регионы первые партии телеприставок соответствующего стандарта.

Общие технические требования к телевизионным приставкам нового поколения уже утверждены регулятором, и, как сообщила Вилкова, российские производители разработали образцы приставок и даже модель отечественного «народного» телевизора с поддержкой DVB-T2. Но перед запуском в массовое производство их необходимо протестировать в пилотных зонах РТРС и, возможно, затем доработать.

Перечисленные обстоятельства вносят определенные задержки в процесс перехода к цифровому вещанию, но в любом случае к 2015 году Россия завершит цифровизацию телевидения, утверждают оптимисты. Скептики же намекают, что к этому сроку эфирное цифровое телевидение уже никому не понадобится, так как большинство зрителей будет охвачено спутниковыми и кабельными цифровыми телесетями. По оценкам крупнейшего отечественного спутникового оператора «Триколор ТВ», обслуживающего 10 млн абонентов, сейчас из 42 млн российских семей более 20 млн уже смотрит цифровое ТВ. И может так случиться, что через три года эфирное цифровое телевидение останется без собственной аудитории.