ПРОЕКТ РОТАКС имеет несколько уязвимых точек, и первая из них физического свойства: если обрыв кабеля произойдет в зимний период, то в сложной ледовой обстановке ремонтные работы, вероятнее всего, провести не удастся, что повлечет за собой финансовые и репутационные потери новой магистрали
ПРОЕКТ РОТАКС имеет несколько уязвимых точек, и первая из них физического свойства: если обрыв кабеля произойдет в зимний период, то в сложной ледовой обстановке ремонтные работы, вероятнее всего, провести не удастся, что повлечет за собой финансовые и репутационные потери новой магистрали

Правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации поддержала проект строительства Российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС). Эта амбициозная идея, более 10 лет вынашиваемая частной компанией «Поларнет Проект», возможно, как никогда близка к своей реализации.

Как заявил на комиссии заместитель генерального директора ЗАО «Поларнет Проект» Руслан Саушкин, подводную кабельную систему РОТАКС планируется построить в течение 2012-2014 годов. В окончательном варианте предусмотрено строительство подводной оптической DWDM-системы от Лондона до Токио с тремя пунктами оптической регенерации — в Мурманске, Анадыре и Владивостоке. Такое решение должно обеспечить полный контроль и управление кабельной системой с территории России и защиту ее национальных интересов в Арктике и на Дальнем Востоке. От магистральной части системы планируется строительство десяти кабельных отводов в сторону российского побережья. Эти планы увязываются с решениями морской коллегии Совета безопасности России по освоению экономического потенциала Заполярья, предусматривающими строительство и модернизацию морских портов и развитие круглогодичного судоходства по Северному морскому пути.

Общая протяженность РОТАКС должна составить 17 тыс. км. На магистрали будет действовать DWDM-система, обеспечивающая передачу в каждой паре волокон 40 длин волн, пропускной способностью 40 Гбит/с каждая. Система комплектуется шестью парами волокон, поэтому ее суммарная пропускная способность составит 9,6 Тбит/с. Одна пара волокон резервируется для строительства отводов.

Преимущество РОТАКС состоит в том, что она на 7 тыс. км короче, чем альтернативные маршруты через Индийский океан и территорию США. Это обеспечивает низкий показатель задержки оптического сигнала — от Лондона до Токио он составит примерно 190 мс (миллисекунд), что значительно меньше, чем на существующих альтернативных маршрутах через Индийский океан (320 мс) и территорию США (310 мс).

Строительство системы планируется осуществить в три этапа. Сначала вдоль наших северных и восточных границ должна быть проложена подводная оптическая магистраль из Великобритании в Японию. Ориентировочная стоимость этого этапа составит 860 млн долл. Затем от магистрали пойдут кабельные отводы к российскому побережью, на что потребуется чуть меньшая сумма — 500 млн долл. На третьем этапе планируется совместно с компанией «Транснефть» проложить сухопутную часть РОТАКС, замкнув таким образом национальное магистральное оптическое кольцо. Стоимость завершающего этапа оценивается в 500 млн долл. Таким образом суммарная стоимость РОТАКС приближается к 2 млрд долл.

Проект имеет три уязвимые точки, первая из которых — физического свойства. Известно, что 90% отказов подводных кабельных линий происходит из-за внешних воздействий, например при повреждении рыболовецкими тралами или якорями судов. Магистраль РОТАКС спроектирована на максимально возможных глубинах (более 70 м) и удалена от трассы Северного морского пути. Но подводные кабельные отводы от магистрали на побережье придется прокладывать по мелководью. На этих участках, по признанию самого Саушкина, велик риск повреждения кабеля при всплытии донного льда и экзарации (ледникового смещения) донных грунтов. И хотя для минимизации риска намечены дополнительные морские изыскания, а сам кабель на опасных участках планируется армировать и заглублять в грунт, даже неспециалисту понятно: надежность такой системы остается под вопросом. Ведь ремонт удастся осуществить лишь через несколько недель после повреждения, когда на место аварии прибудет специальная экспедиция. А если обрыв произойдет в зимний период? В сложной ледовой обстановке ремонтные работы, вероятнее всего, провести вообще не удастся. Не нужно объяснять, каковы будут репутационные и финансовые потери владельцев кабельной системы в этом случае.

Вторую уязвимость РОТАКС определяют сложности с финансированием проекта. Напомним, по предварительным оценкам, стоимость работ составит 1,86 млрд долл. До сих пор инициаторам проекта не удалось привлечь необходимые средства. Теперь же, получив поддержку властей в виде положительного решения комиссии (которое, правда, не подразумевает никаких юридических или финансовых гарантий со стороны государства), представители «Поларнет Проект» рассчитывают на положительный исход переговоров с инвесторами. Эти переговоры должны завершиться уже в декабре, утверждает Саушкин.

Но самое слабое звено проекта РОТАКС — его коммерческое обоснование. В компании рассчитывают на «беспрецедентный рост спроса на рынке магистральной емкости». В «Поларнет Проект» надеются выручить за один терабитный канал от Лондона до Токио 474 млн долл. (на условиях 15-летнего контракта), что, как утверждает Саушкин, позволит окупить затраты на проект РОТАКС уже на этапе строительства системы.

Эти планы выглядят слишком оптимистично. По прогнозам Yankee Group, общий спрос на транзитную емкость в направлении «Европа — Азия» составит к 2015 году всего 1,6 Тбит/с (а планируемая производительность РОТАКС — 9,6 Тбит/с). Нужно также учесть, что на рынке сложилась устойчивая многолетняя тенденция к снижению тарифов на магистральную емкость. И упования на то, что кабельные отводы РОТАКС к побережью будут востребованы в связи с объявленными планами России возобновить активное освоение богатств арктического региона, могут оказаться несбыточными. Например, в регионе может произойти неожиданное похолодание или задумки властей окажутся скорректированными вследствие экономического кризиса.

Наконец, РОТАКС вступает в конкуренцию с подводными кабельными сетями зарубежных операторов и с российскими «сухопутными» представителями рынка евро-азиатского телекоммуникационного транзита. К числу последних относятся «Рос­телеком», ТТК и «Синтерра» (теперь принадлежит «Мега­Фону»). Каждый из этих игроков способен относительно небольшими финансовыми усилиями поднять канальную емкость своей магистральной сети на порядок. К примеру, «Ростелеком» уже реализует проект по расширению емкости своих магистральных оптических каналов на основе технологии 100G. Эта технология позволяет осуществлять передачу данных со скоростью 100 Гбит/с на каждой из 80 длин волн уже существующей оптической магистрали. И это не предел, поскольку прогресс в области оптических линий связи набирает обороты. Очевидно, что в этих условиях модернизация существующих наземных каналов для удовлетворения спроса на магистральную емкость в направлении «Лондон-Токио» обойдется значительно дешевле, чем строительство РОТАКС.

И вряд ли потенциальные спонсоры оставят без внимания все вышеперечисленные аспекты. А значит, говорить о начале практической реализации этого рискованного проекта как о свершившемся факте все еще преждевременно.