ГУЛЬНАРА ХАСЬЯНОВА: «Сейчас как раз то время, когда модель совместного использования сетевой инфраструктуры может быть внедрена»
ГУЛЬНАРА ХАСЬЯНОВА: «Сейчас как раз то время, когда модель совместного использования сетевой инфраструктуры может быть внедрена»

Преимущества совместного использования инфраструктуры и ресурсов сетей операторами связи стали центральной темой форума Telecom Networks 2.0 Sharing & Engineering, прошедшего в Москве 28 сентября.

По данным ассоциации GSA, в большинстве развитых стран мира основные вопросы по выделению радиочастот для сетей LTE уже решены — проведены аукционы, и 237 операторов инвестируют в строительство сетей, 174 из которых находятся на стадии подготовки к коммерческому запуску, а десятки сетей уже обслуживают абонентов.

По экспертным оценкам, в ближайшие два-три года многие операторы перейдут на более совершенную технологию LTE-Advanced. Россия в этом вопросе значительно отстает. Так, сети третьего поколения, строительство которых началось у нас с опозданием на несколько лет, охватывают всего лишь 10% населенных пунктов на лицензионной территории.

Примерно 50 тыс. населенных пунктов в России все еще ждут, когда к ним придет сотовая связь 2G, а из 600 тыс. км дорог в нашей стране менее половины покрыто сетями второго поколения в бесперебойном режиме.

В последние месяцы при активном участии операторов, вендоров и регулирующих органов в России сформировались-таки исходные условия для строительства сетей четвертого поколения. Была выбрана наиболее перспективная технология для внедрения (предпочтение отдано LTE, а не WiMAX), определены рабочие полосы частот для нее, на рынке имеется коммерческое сетевое и пользовательское оборудование. Нам традиционно не хватает «самой малости» — собственно радиочастотных ресурсов для внедрения 4G, поскольку большинство из них занято военными.

Между тем право на оказание услуг 4G в России, вероятно, получат шесть федеральных и один региональный оператор. В Москве предполагаемое распределение радиочастотного спектра позволит предоставлять услуги в стандарте LTE семи операторам, сообщил на форуме заместитель директора департамента государственной политики в области связи Юрий Журавель.

Однако обладателям частот придется за счет собственных средств обеспечить дорогостоящие мероприятия по конверсии спектра. По предварительным подсчетам, окупаемость инвестиций в строительство инфраструктуры LTE в нашей стране составит около 8 лет. А на многих участках российской территории строительство сетей 4G вообще неоправданно с экономической точки зрения.

В сложившихся условиях операторам было бы выгодно объединить свои усилия по подготовке инфраструктуры для совместного использования сетевых элементов и снижения капитальных и операционных затрат в будущих сетях LTE.

«Сейчас как раз то время, когда эта модель может быть внедрена», — полагает исполнительный директор Консорциума 4G Гульнара Хасьянова.

Тем более что опыт такой имеется и в России, и за рубежом. Как подсчитали эксперты из Analysys Mason, совместное строительство сети, насчитывающей 2500 радиосайтов, может дать до 30% экономии капиталовложений в течение пяти лет, а также уменьшить эксплуатационные расходы на 15%.

Наибольшие перспективы для совместного использования имеет пассивная инфраструктура мобильных сетей (антенно-мачтовые сооружения, аппаратные базовые станции, энергообеспечение, система мониторинга и безопасности), убежден Селф Гарт, председатель совета директоров компании «Русские башни». Более сложный, но также вполне реальный вариант — совместно использовать транспортную часть сети и активное оборудование, то есть радиосистемы и собственно выделенные участки спектра. Однако первый тип сотрудничества несет в себе меньше рисков для конкурирующих операторов связи, в отличие, например, от совместного использования частот. Кроме того, на пассивную часть инфраструктуры приходится более 50% общей цены строительства беспроводных сетей.

Нередко операторы строят пассивные элементы сетей в складчину, но можно вообще отказаться от владения антенно-мачтовыми сооружениями, арендовав их у специализированных организаций. Первые независимые провайдеры пассивной инфраструктуры появились в США в середине 90-х годов в результате их структурного выделения из активов операторов связи. Сотовым компаниям нужны были средства для инвестирования в дополнительные частоты и технологии. Продав башни и мачты, они высвободили денежные средства, замороженные в непродуктивных активах. И оказалось, что арендовать подобные сооружения дешевле, чем владеть ими. Американскому примеру последовали игроки во многих странах. Скажем, в Индии 58% башен сотовых сетей арендуется операторами у сторонних компаний. Всего же, по оценкам ABI Research и Mobi Thinking, на сегодняшний день из 1,74 млн антенно-мачтовых сооружений, действующих во всем мире, 1,35 млн принадлежат самим операторам, а остальные 390 тыс. — независимым эксплуатационным компаниям. К 2015 году общее число башен предположительно увеличится до 2,1 млн, причем управление 31% из них будет осуществляться независимыми эксплуатационными компаниями.

«Если на башне размещают свое оборудование два-три арендатора, каждый из них может рассчитывать на экономию от 50 до 67% расходов», — утверждает Селф Гарт.

По его прогнозам, в России также возможен скачкообразный переход на модель совместного использования инфраструктуры — в перспективе около четверти общего числа башен будет находиться в собственности компаний, специализирующихся на эксплуатации антенно-мачтовых сооружений.

В России действительно может быть реализован крупнейший по мировым масштабам проект совместного строительства сетевой инфраструктуры. Напомним, что в марте компании Yota, «Билайн», «МегаФон», МТС и «Ростелеком» в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписали соглашение о намерениях объединить ресурсы для строительства в России инфраструктуры 4G.

Еще один зримый пример операторского взаимодействия был продемонстрирован в ходе строительства сети сотовой связи вдоль автодороги «Амур», соединяющей Читу и Хабаровск. Даже для России, с ее огромными пространствами, это уникальный проект. Ведь длина автомагистрали составляет 2165 км, а это больше, чем от Москвы до Берлина. Как сообщил Олег Николаенко, директор по управлению межотраслевыми проектами компании «МегаФон», для обеспечения бесперебойной связи вдоль трассы «Амур» было смонтировано 102 антенно-мачтовых сооружения и запущено 283 базовые станции второго и третьего поколений, общая длина подъездных путей к объектам связи составила почти 100 км. Не нужно объяснять, в каких сложных климатических и геологических условиях велось строительство сетевой инфраструктуры. Общий бюджет проекта составил 4,8 млрд руб., из которых 2,3 млрд предоставили федеральные власти. Эти средства были потрачены на энергетическое обеспечение сотовой сети и частично — на обустройство подъездных путей. Примерно половину стоимости всех работ, включая строительство сетевой инфраструктуры (а на это ушло 2 млрд руб.), оплатили операторы «большой тройки».

Совместное использование сетевой инфраструктуры могло бы значительно ускорить переход России к четвертому поколению сотовой связи, резюмировали участники форума.