Согласно данным второго ежегодного аналитического отчета, анонс которого представила Ассоциация стратегического аутсорсинга АСТРА, коммерческий рынок ИТ-аутсорсинга в 2010 году вырос на 21% и составил примерно 1,03 млрд долл. Ожидается, что в текущем 2011 году динамика роста увеличится до 25-27%, и рынок ИТ-аутсорсинга сможет достичь 1,3 млрд долл. Полная версия отчета должна выйти в середине мая.

С одной стороны, отмеченные в отчете «докризисные» темпы роста российского сектора аутсорсинга не могут не радовать, с другой — его доля по-прежнему очень мала по сравнению с глобальными объемами рынка аутсорсинга. По прогнозам Forrester Research, мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году достигнет 254 млрд долл. и составит более 15% глобального рынка ИКТ.

Судя по данным отчета, на отечественном рынке ИТ-аутсорсингом занимаются в основном достаточно крупные системные интеграторы, представленные во множестве регионов и активно развивающие аутсорсинговое направление (на них приходится 39,2% объема рынка), а также специализированные компании (18,7%). В 22% опрошенных компаний в сфере аутсорсинговых услуг работают до 20% сотрудников, еще в 20,7% их доля более значима — 20-40% сотрудников. В 31% опрошенных компаний заявили, что более 80% их сотрудников заняты в области аутсорсинга. В качестве наиболее значимых приоритетов развития аутсорсингового направления компании-поставщики назвали расширение или трасформацию своего портфеля услуг (82% опрошенных), а также увеличение клиентской базы (71%), в том числе путем региональной экспансии.

Среди категорий услуг в России наиболее развиты аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры (20,4% объема рынка) и аутсорсинг ЦОД (18,8%). Далее следуют аутсорсинг услуг Help Desk и Service Desk (14,5%) и разработки ПО (12,3%). На весьма перспективное направление облачных вычислений и предоставления различных видов ИТ как услуги (IaaS, PaaS, SaaS) приходится 8,8% рынка, именно его большинство опрошенных (26%) назвали главным трендом 2010-2011 годов на российском рынке аутсорсинга, правда, лишь 16% отметили его как один из наиболее значимых приоритетов развития своего бизнеса.

Самым сильным фактором, способствующим развитию российского рынка ИТ-аутсорсинга, в исследовании называется оптимизация расходов (29,9%), а самыми существенными факторами, препятствующими его развитию, — неготовность или неосведомленность заказчиков (29,9%), экономическая ситуация в сочетании с незрелостью рынка (26,2%) и недоверие к поставщикам (19,5%).

Насколько велик потенциал дальнейшего роста рынка аутсорсинга? Михаил Брусенцев, генеральный директор компании Optima Services, уверен, что этот потенциал огромен. По сути, аутсорсеры претендуют на те деньги, которые организации тратят на различные работы, выполняемые силами штатных сотрудников (эксплуатация и сопровождение информационных систем, разработка ПО и развитие систем, а также другие поддерживающие бизнес-процессы, не связанные напрямую с ИТ). По самым грубым оценкам, примерно половина этих средств могла бы быть освоена внешними подрядчиками.

Кроме того, отметил Брусенцев, есть определенное количество инсорсинговых «дочек» — исполнителей различных видов работ в области ИТ (всевозможные «информы» — «ЛУКОЙЛ-Информ», «ТБ-Информ» и пр.), которые работают с одним-двумя крупными холдингами или компаниями, фактически не находятся в условиях рыночной конкуренции и осваивают весьма солидные бюджеты. Потенциально эти деньги тоже могли бы пополнить объем рынка ИТ-аутсорсинга.

Наконец, потенциально огромен рынок аутсорсинга различных бизнес-процессов, таких как бухгалтерский и налоговый учет, кадровые, юридические услуги, маркетинг, реклама и PR, логистика, закупки и пр. (их суммарный объем Брусенцев оценил в сотни миллиардов долларов), и стоящий несколько в стороне небольшой (примерно в 100 млн долл.), но динамичный рынок контактных центров, функции которых вполне могли бы передаваться на аутсорсинг.

По мнению Сергея Бучина, вице-президента компании Intercomp Global Services, дальнейшее развитие российского рынка аутсорсинга будет невозможно без укрепления соответствующей законодательной базы. Также потребуется выстраивание взаимного доверия между заказчиками и поставщиками услуг аутсорсинга, для этого наверняка понадобится немало времени и усилий, в частности в области подготовки аутсорсинговых контрактов. Наконец, необходимо будет решать проблему дефицита квалифицированных кадров в области аутсорсинга — как исполнителей работ, так и менеджеров, способных эффективно управлять ими со стороны заказчика.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF