Рынок коммерческих систем спутникового мониторинга и управления автотранспортом находится в преддверии взрывного роста
Рынок коммерческих систем спутникового мониторинга и управления автотранспортом находится в преддверии взрывного роста

В отличие от персональных навигационных систем, коммерческая система спутникового мониторинга и управления автотранспортом (Fleet Management) включает в себя гораздо большее количество компонентов. Во-первых, это мобильный бортовой модуль, в который входят приемник спутниковых сигналов, модули для хранения и передачи данных и, опционально, датчики, контролирующие расход топлива, уровень температуры, регистрирующие различные события в работе транспортного средства и т. д. Кроме того, в систему включается программное обеспечение — как клиентское, так и серверное — для обработки получаемых данных и создания отчетов. В результате предприятие, внедрившее системы спутникового мониторинга, получает контроль над работой водителей и условиями перевозки грузов или пассажиров, возможность выявлять и предотвращать нарушения и злоупотребления со стороны сотрудников, а также отслеживать техническое состояние своего автопарка.

Рынок коммерческих систем спутникового мониторинга и управления автотранспортом находится в преддверии взрывного роста. Буму должно способствовать, с одной стороны, активное продвижение ГЛОНАСС государством. С июля планируется сделать обязательным оснащение всех транспортных средств для перевозки пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов оборудованием на базе этой навигационной системы. С другой стороны, сами перевозчики активно интересуются системами мониторинга, рассчитывая с их помощью снизить расходы и повысить эффективность своего бизнеса. Как считает исполнительный директор группы компаний «М2М телематика» Алексей Смятских, в настоящее время бизнес пришел к осознанию важности использования навигационных технологий, причем не с позиции простого мониторинга транспорта, а с точки зрения комплексного решения управления бизнес-процессами предприятий.

Вместе с тем, считает заместитель директора службы стратегического планирования федерального спутникового оператора «Навигационно-информационные системы» Андрей Ионин, есть ряд факторов, тормозящих формирование российского навигационного рынка. Среди них отсутствие конкурентоспособных гибридных приемников, поддерживающих сигналы ГЛОНАСС/GPS, без которых невозможна сама коммерциализация отечественной глобальной навигационной спутниковой системы. Кроме того, Ионин упомянул отсутствие единых протоколов для навигационно-связного оборудования и навигационно-информационных систем. В результате происходит дублирование системных ресурсов и навигационного оборудования, что влечет необоснованные затраты как федерального и регионального бюджетов, так и коммерческих структур.

В истории развития отечественных систем спутникового мониторинга и управления автотраспортом можно выделить ряд ключевых этапов. По словам Смятских, на заре развития таких систем заказчика интересовало исключительно местоположение транспорта. Затем предприятиям потребовалось отслеживать параметры движения транспортных средств и суммарный расход топлива. Сейчас же заказчик систем Fleet Management хочет, чтобы системы мониторинга и управления транспортом были вписаны в бизнес-процессы предприятия, заключил Смятских. С другой стороны, по словам Азовского, наблюдается тенденция роста интереса заказчиков к внедрению типизированных решений, учитывающих нужды конкретной отрасли, в которой работает предприятие, и именно такие решения будут определять развитие рынка в будущем.

Базовые функции мониторинга (планирование маршрутов, контроль и визуализация на карте местоположения и перемещений транспорта, подготовка отчетов, анализ согласованности протоколов работы логически взаимосвязанных групп транспортных средств, автоматическое выявление отклонений от плана и всевозможных ситуаций, свидетельствующих о злоупотреблениях и т. п.) универсальны и пригодятся любому транспортному предприятию. Для реализации этих функций нужен минимальный набор дополнительных датчиков, а логическую обработку первичных данных можно встроить непосредственно в бортовой блок. Другое дело — типизированные решения, предназначенные для предприятий определенной отрасли, например строительных компаний, таксопарков, агропредприятий, «Скорой помощи». Главное в типизированных решениях — предварительная настройка всех элементов системы для выбранного круга задач (настройки бортовых блоков, механизма планирования работы транспорта, набор документов и отчетов, которые формирует система). При этом решение, как отметил Азовский, должно гарантировать заказчику возможности расширения функциональности (установка дополнительных датчиков, создание специализированных отчетов, интеграция с другими системами и т. д.).

Для типизированного решения характерны наличие сложного оборудования и широкого набора датчиков, а также сложные алгоритмы обработки дополнительных данных и управления бортовым оборудованием, которые надо реализовать в бортовом блоке. Системы мониторинга первого поколения таким требованиям не вполне соответствуют, поэтому назрела необходимость в использовании новой архитектуры, подчеркнул Азовский, и РНТ такую архитектуру уже реализовала, создав новую платформу «АТ-10».

Еще одной тенденцией развития систем мониторинга и управления транспортом, по словам Азовского, является адаптирование их под нужды малых и средних предприятий. При этом небольшие предприятия, отметил он, нуждаются в возможности получить систему мониторинга в виде сервиса, ведь типичному малому предприятию создание собственной технической инфраструктуры, собственного полнофункционального диспетчерского центра практически не нужно.

Безопасная дорога

На основе систем спутниковой навигации и мониторинга транспорта планируется реализация государственного проекта ЭРА-ГЛОНАСС. Начиная с 2013 года на российские транспортные средства будет устанавливаться система экстренного реагирования при дорожно-транспортном происшествии. Основной задачей системы станет передача по каналам сотовой связи информации о транспортном средстве, попавшем в ДТП, на диспетчерский пункт, который организует вызов служб экстренного реагирования, направляя их по установленным координатам аварийного автомобиля. При этом связь с оператором может устанавливаться как вручную, так и автоматически.

Зарубежные страны уже имеют опыт внедрения таких систем, в частности в США это система NG 911, в странах Евросоюза — eCall, в Бразилии — SIMRAV. Там, где системы обеспечения безопасности на дороге уже действуют, отмечается существенное снижение уровня смертности при ДТП, ведь по статистике большинство пострадавших в авариях гибнет именно из-за недостаточно быстрого оказания им медицинской помощи.