Борис Бобровников: «Информационные технологии становятся боевым искусством бизнеса»
Борис Бобровников: «Информационные технологии становятся боевым искусством бизнеса»

19 апреля компания «Крок» представила итоги своей деятельности в 2010 году: выручка компании увеличилась на 32% по отношению к предыдущему году и составила 832 млн долл. по средневзвешенному годовому курсу.

В течение года в «Крок» выполнили 1866 проектов (1800 — в 2009-м). В компании отмечают общую тенденцию к консолидации и укрупнению проектов; число масштабных работ достигло 688. В географическом разрезе структура оборота компании не претерпела существенных изменений: 59% поступлений приходится на федеральные, а 41% — на региональные проекты.

Доля государственных заказов в структуре выручки «Крок» за год снизилась на 2 процентных пункта и составила 14%. Остальная часть доходов пришлась на коммерческий сегмент, основу которого образуют финансово-кредитные учреждения, их доля в обороте почти не изменилась и составила 39%. Кроме того, в клиентскую базу «Крок» входят транспортные компании, розничные торговые сети, телеком, предприятия энергетики и различных отраслей промышленности.

По продуктовым направлениям выручка распределилась следующим образом: поставки вычислительных систем, решений для ЦОД и систем хранения (включая консалтинг и проектирование) сформировали 32% суммарного дохода; телекоммуникационные продукты и системы — 17%; инженерные системы для ЦОД и зданий — 8%; программные инфраструктурные решения, включая продукты ИТ-безопасности и мониторинга ИКТ, — 16%; еще 10% пришлось на бизнес-приложения, решения для групповой работы и промышленной автоматизации; 11% денежных поступлений обеспечили услуги сопровождения, технической поддержки и ИТ-аутсорсинга; и еще 6% пришлось на категорию «разное», в которую вошли и периферийные системы.

По образному выражению Бориса Бобровникова, генерального директора компании «Крок», информационные технологии становятся сейчас «боевым искусством» бизнеса — с их помощью организации отвоевывают свое место на рынке (глава компании представлял результаты работы, облачившись в кимоно с черным поясом).

«Мы видим смену ментальности. Заказчики выдвигают на первый план качество ИТ-услуг, а ранее их прежде всего интересовала цена», — заявил генеральный директор «Крок».

Проявившаяся после кризиса тенденция к скрупулезной оценке эффективности ИТ-проектов во многом определила и структуру спроса на продукты и услуги, поставляемые компанией, и точки роста ее бизнеса. Эта тенденция не утратила своей актуальности в связи с наметившимся общим ростом рынка, обусловленным главным образом подъемом нефтяных котировок. В частности, стремление к повышению эффективности деловых операций усилил спрос на бизнес-приложения. Так, поставки решений для управления финансами выросли за год на 73%, а продажи систем бизнес-аналитики — на 39%. Такие решения традиционно используют банки, операторы и крупные розничные сети, а теперь спрос на бизнес-приложения возник и в промышленности, особенно в секторе производства товаров народного потребления, отмечают в «Крок».

Другой точкой роста стало направление видеоконференц-связи, посредством которой заказчики пытаются сэкономить на командировках и повысить эффективность корпоративных коммуникаций. За 2010 год направление ВКС выросло в «Крок» на 76%. Желание повысить эффективность продаж и качество обслуживания клиентов, в свою очередь, дало новый виток развития направления контактных центров, поставки которых в «Крок» удвоились. Такую же динамику продемонстрировали системы управления инженерной инфраструктурой и решения для диспетчеризации.

С постепеннным возвращением структуры рынка к докризисному состоянию начал сказываться отложенный спрос на вычислительное оборудование: спрос на системы хранения данных вырос в «Крок» на 50%; совокупные продажи серверов и систем хранения увеличились на 32%. Лидерами продаж в этом сегменте стали серверы и системы хранения IBM и EMC.

Одним из самых динамичных направлений деятельности в 2010 году были услуги аутсорсинговых ЦОД, объем которых вырос в компании более чем в семь раз. Заказчики (80% из них — коммерческие банки) активно использовали дата-центр компании для размещения как основных, так и резервных мощностей, сообщил руководитель направления центров обработки данных «Крок» Руслан Заединов.

Вместе с тем услуги ИТ-аутсорсинга, а также уже запущенные компанией инфраструктурные облачные сервисы (Infrastructure as a Service, IaaS) все еще занимают незначительную долю в ее обороте — всего около 1%. Строительство аутсорсинговых дата-центров началось в «Крок» совсем недавно, в 2010 году. Два центра уже готовы и полностью законтрактованы, и сейчас компания строит свой третий ЦОД на 800 стоек, общей мощностью 8 МВт. Центр будет отвечать требованиям Tier III, и, надо полагать, с его запуском доля аутсорсинговых и облачных ИТ-услуг в «Крок» повысится до существенных объемов.