В России клинико-диагностические лаборатории, консолидирующие потоки исследований из лечебных учреждений, появляются в городах, но пока нет ни одной централизованной лабораторной службы на уровне региона
В России клинико-диагностические лаборатории, консолидирующие потоки исследований из лечебных учреждений, появляются в городах, но пока нет ни одной централизованной лабораторной службы на уровне региона

Автоматизация и централизация — устойчивые мировые тенденции в организации работы лабораторных служб, они повышают качество исследований и снижают затраты. В России клинико-диагностические лаборатории, консолидирующие потоки исследований из лечебных учреждений, появляются в городах, но пока нет ни одной централизованной лабораторной службы на уровне региона. Причины сложившейся ситуации обсуждались на круглом столе журнала «Директор информационной службы» и компании InterSystems. Участниками встречи были представители Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, компаний «Бион», «Лаборатория Гемотест» и «КДЛ-Тест».

Когда количество не переходит в качество

Типичная лабораторная служба российского региона, состоящая из множества небольших лабораторий при медицинских центрах, больницах и поликлиниках, не отличается эффективностью. Для нее характерны низкое качество исследований и длительное ожидание результатов, при том что загрузка автоматизированных анализаторов составляет лишь 5-10% их мощности. Устаревшие ручные методики лабораторной диагностики часто используются даже при наличии новейшего оборудования: либо нет реагентов, либо персонал не умеет с ним работать. Результаты часто теряются, и анализы приходится проводить заново.

По расчетам, приведенным Владимиром Островским, руководителем проектов по медицинским информационным системам компании InterSystems, в типичном российском регионе с населением 1 млн человек выполняется примерно 16 млн исследований в год. Расходы на лабораторную службу, включающую в среднем 46 лабораторий при лечебно-профилактических учреждениях, составляют примерно 200 млн руб., из них 57% приходится на оплату труда. При этом если на весь регион имеется в среднем 132 анализатора, то современных из них только 5%.

В эффективно организованной лабораторной службе рутинные потоки исследований переходят в крупные лабораторные комплексы с роботизированными системами и аппаратными сортерами, способными выполнять 10-50 тыс. тестов в день. В больницах и поликлиниках должны остаться экспресс-лаборатории, выполняющие ограниченный перечень срочных исследований.

Пределы концентрации

Мешают созданию централизованных лабораторий сложная логистика и высокая стоимость доставки образцов из регионов. В этом смысле идеальны лишь городские лаборатории, а для остальных требуется сопоставление финансовых и временных затрат на транспортировку биоматериала с преимуществами централизации.

Обязательным условием для автоматизации является переход на вакуумный забор материала, так как современные анализаторы работают с пластиковыми, а не стеклянными пробирками. Технология штрихкодирования в совокупности с системой вакуумного забора крови практически полностью исключает ошибки при идентификации образцов и позволяет автоматизировать работу с анализатором: считав штрихкод с пробирки, прибор отправляет запрос в лабораторную информационную систему (ЛИС) и получает список необходимых исследований по данному образцу.

В регионах, за редким исключением, отсутствует понимание необходимости этих технологий, считающихся дорогими. По мнению Островского, переход на вакутейнеры повысит расходы на 15-20%, что несопоставимо с получаемыми преимуществами — ростом качества, скорости и безопасности работы для персонала.

Лаборатория не сможет без ИТ

Специфика крупных лабораторий состоит в том, что их деятельность неотделима от информационных технологий. Например, по словам Александра Мамонова, гендиректора «Биона», само создание компании началось с выбора информационной системы.

Как правило, ЛИС автоматизируют процессы регистрации заказа и передачи результатов по электронной почте или SMS, работают с удаленными точками забора, поддерживают многофилиальную структуру и интегрируются с системами сортировки и логистики образцов, медицинскими и финансовыми системами.

Благодаря автоматизации лабораторных процессов исследование проходит быстрее, и его результаты лечащий врач может увидеть сразу после подтверждения. Электронное хранилище результатов дает доктору возможность изучить все предыдущие анализы пациента, построить графики и выявить тенденции.

«Любое движение к информатизации нами только приветствуется, так как повышается культура медицинского сообщества, его профессионализм», — отметил Фарит Гайнетдинов, исполнительный директор «КДЛ-Тест».

Список препятствий

Процессы централизации и информатизации лабораторий тормозятся из-за неопределенного будущего системы здравоохранения. Ключевой вопрос — отсутствие организатора, заинтересованного в создании централизованной лабораторной службы, который позаботится о выделении средств, определении «правил игры» и выборе технологий.

Понимание необходимости автоматизации и централизации для выживания в период реформ уже зреет, считает Виктор Абрамов, директор по продажам InterSystems. С 2010 года некоторые регионы начали проявлять заметный интерес к построению централизованной ЛИС. Но в каждом регионе и каждом ЛПУ складывается собственное представление о ЛИС, и главные врачи ревностно оберегают свою независимость, защищают выбранные способы информатизации, даже если они не вписываются ни в какие стандарты. «Главная организационная проблема построения региональной информационной системы — это ‘демократия’, дающая право голоса каждой лаборатории», — считает Абрамов. Без твердого руководства Минздравсоцразвития или службы, управляющей лабораториями, из региональных проектов ничего не выйдет: невозможно будет решить проблемы даже с нормализацией справочников, не говоря уже об управлении ЛИС, ее поддержке и развитии, уверен Островский.

Отсутствие общепринятых стандартов на лабораторные исследования (номенклатуры исследований, референсных значений) — еще одно серьезное препятствие для централизации. «Мы заинтересованы в стандартизации медицинской отрасли, в том числе и во внедрении информационных систем; пациенты страдают от того, что мы и врачи-клиницисты разговариваем на разных языках», — отметил Мамонов.

По мнению Михаила Бахтина, помощника директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ МЧС России, основное препятствие для централизации — это опасения главврачей попасть в зависимость от неподконтрольной им коммерческой лаборатории, которая может неожиданно закрыться, а тем временем ее конкуренты воспользуются этим и поднимут цены. При этом многие государственные медучреждения попросту не знают себестоимости собственных исследований, а значит, не могут сопоставить их с ценами частной лаборатории. Но как только появится организатор с намерением навести порядок в управлении лабораторной службой и определит ее бюджет, централизованная лаборатория будет создана либо выбрана по конкурсу из имеющихся частных для выполнения госзаказа, считает Бахтин.

В числе задач, также требующих решения, — неготовность ЛПУ к взаимодействию с автоматизированными лабораториями и их скудное оснащение ИТ. «В районной больнице в 50 км от Москвы компьютеры стоят только в бухгалтерии и кабинете главврача», — заметил Павел Савин, начальник отдела ИТ компании «Лаборатория Гемотест».