Отечественный рынок информационной безопасности, как полагает Сергей Груздев, отстает от рынка ИТ на три-пять лет
Отечественный рынок информационной безопасности, как полагает Сергей Груздев, отстает от рынка ИТ на три-пять лет

Представляя результаты 2010 года, Сергей Груздев, генеральный директор компании «Аладдин Р.Д.», отметил, что компания впервые делает это публично; ранее цифры предоставлялись только партнерам и рейтинговым агентствам. Одна из причин смены информационной политики — желание содействовать созреванию отечественного рынка информационной безопасности, который, как полагает Груздев, отстает от рынка ИТ в целом на три-пять лет.

Оборот компании вырос на 36%, до 794 млн руб. (в долларовом выражении — на 34%). Кризис компания пережила тоже без особых потерь — доходы в 2009 году в рублевом исчислении увеличились по сравнению с 2008 годом на 3% (в долларах — упали на 14%). На четверть выросли в 2010 году, достигнув 282,7 тыс. долл., и продажи в расчете на сотрудника.

Самый большой рыночный сегмент для компании — государственный, на него приходится 42% оборота, на финансовые структуры — 12%, на телеком — 14%, предприятия нефтегазовой и энергетической отраслей дали 11 и 8% соответственно.

Около 70% доходов приходится на решения для защиты информации. Доля продуктов для лицензирования и защиты программного обеспечения в последние годы неуклонно снижается (еще в 2007 году она составляла 54% оборота).

В области информационной безопасности госучреждения дают почти половину (47%) дохода, 27% приходится на крупные предприятия, 17% — на малый и средний бизнес. Оставшиеся 9% составляет направление, объединяющее в себе решения для безопасности дистанционного банковского обслуживания (рост — 200% по отношению к 2009 году), электронных торгов (300%) и электронной отчетности (150%). В целом это самое быстрорастущее направление бизнеса компании, за 2010 год оно выросло вдвое. Доля госсектора в обороте также довольно существенно выросла, в 2009 году на него приходилось 40%.

Самыми популярными продуктами «Аладдина» стали электронные ключи eToken (65% оборота). Вторыми по популярности идут решения Secret Disk (7%) и система контентной фильтрации eSafe (5%). На считыватели смарт-карт пришлось лишь 4%, но в связи с развитием проектов по предоставлению госуслуг в электронной форме Груздев считает это направление крайне перспективным. Другое многообещающее направление — средство фильтрации контента. Конечными потребителями услуг на их основе в «Аладдине» считают как частных лиц, так и небольшие компании, для которых платить провайдеру за фильтрацию контента, в том чисе за гибкое и настраеваемое «отсекание» лишних интернет-ресурсов, дешевле, чем заниматься этим самостоятельно.

По мере того как компания переходит «от дистрибьюторской модели к вендорской», постепенно растет и доля бизнеса в области информационной безопасности, осуществляемая через партнеров, в 2010 году она достигла 80%. Почти половину дает сотрудничество с интеграторами (46%), далее идут дистрибьюторы (19%), удостоверяющие центры (17%), на продажи технологическим партнерам, использующим разработки компании в своих продуктах, приходится 12%, на всех партнеров стран СНГ — 6%.

Самыми значимыми событиями 2010 года Груздев назвал проекты в ряде крупнейших государственных ведомств (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, а также внедрение социальной карты жителя Московской области) и коммерческих структур, получение одобрительных заключений и сертификатов ФСБ на ключи eToken, «КриптоБД» — средство защиты СУБД Oracle, средства криптографической защиты информации «КриптоПро eToken CSP», выпуск корпоративной версии Secret Disk Enterprise, осуществленный совместно с Kraftway проект «Защищенный компьютер» и начало работ с провайдерами по «очистке» трафика.

В текущем году главные направления приложения сил компании — разработка и развитие решений, позволяющих пользоваться услугами как коммерческих, так и госструктур через Интернет. Эти решения должны быть не только просты в использовании, но и надежны, способны функционировать с любого компьютера, из «недоверенной среды», которая может быть заражена различными вредоносными программами, поскольку пользователями будут граждане, далекие от информационных технологий.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF