Стремление государства массово внедрить навигационно-информационные системы во всю дорожно-транспортную инфраструктуру России вполне объяснимо (Фото: www.kremlin.ru)
Стремление государства массово внедрить навигационно-информационные системы во всю дорожно-транспортную инфраструктуру России вполне объяснимо (Фото: www.kremlin.ru)

Недавний международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС» в Москве собрал более 400 специалистов из 14 стран. Прозвучало более 40 докладов разработчиков навигационных систем и поставщиков оборудования.

«Мы не ожидали настолько высокого интереса к мероприятию», — признался Алексей Асафьев, руководитель программы ЭРА-ГЛОНАСС компании «Навигационно-информационные системы».

Система ЭРА-ГЛОНАСС, как следует из ее названия (ЭРА — «Экстренное Реагирование при Авариях») предназначена для уменьшения количества ДТП и для ускорения ликвидации их последствий. По замыслу ее создателей, при аварии терминал системы, установленный в автомобиле, будет автоматически или вручную включаться и передавать информацию о транспортном средстве, включая его точные координаты, на диспетчерский пункт «Системы 112». Диспетчер получает возможность разговаривать с водителем и, получив подтверждение, организует выезд служб экстренного реагирования.

Если учесть, что спрогнозировать и обеспечить готовность к стихийным бедствиям, по оценкам экспертов, в 15 раз дешевле, чем ликвидировать причиненный ущерб, становится понятным стремление государства массово внедрить навигационно-информационные системы во всю дорожно-транспортную инфраструктуру России. На сегодняшний день в мире действуют системы GPS и ГЛОНАСС, на стадии развития европейская Galileo и китайская Compass (Beidou-2). GPS пользуется 30 спутниками (24 работающих и 6 резервных), у ГЛОНАСС их 26 (24 и 2 соответственно). Galileo войдет в строй в 2014-2016 годах, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (из них три резервных). В системе Compass будет 35 спутников, из них пять на геостационарной орбите и 30 на средних круговых орбитах.

«Подобные системы смогут предупреждать о надвигающихся стихиях за время от 15 минут до двух суток», — заявил Юрий Урличич, генеральный директор и конструктор «Российских космических систем».

Кроме стихийных бедствий, безопасности на дорогах угрожает антропогенный фактор. В частности, особое внимание будет уделено спасательным системам. С 1977 года на территории России, США, Канады и Франции действует спутниковая система Cospas-Sarsat, устанавливаемая на судах и самолетах; за время своего существования она спасла более 30 тыс. жизней. В 2000 году система стала распространяться на персональные радио­буи. Для России, имеющей около 60% территории без надежной и доступной связи, использование таких радио­буев особенно актуально для своевременного оказания помощи людям, попавшим в ДТП. Радиобуй Cospas-Sarsat вмонтирован и в терминалы ЭРА-ГЛОНАСС, это поможет снизить тяжесть ДТП. Начиная с 2013 года терминалами ЭРА-ГЛОНАСС будут оснащаться все новые автомобили. Разработчики также рекомендуют в обязательном порядке устанавливать алкотестер, системы контроля скоростного режима и работоспособности водителя. Технология А-ГЛОНАСС (аналогична A-GPS) увеличивает чувствительность приемника в сложных условиях.

По мнению Александра Гурко, генерального директора НИС, главной тенденцией навигационного рынка являются мультисистемные решения. По его словам, разработки чипсетов, одновременно поддерживающих GPS и ГЛОНАСС, уже ведутся. В будущем к ним присоединятся Galileo и Compass. Также развивается технология Connected Car, соединяющая по беспроводной связи бортовое оборудование и носимые устройства водителя.

Одним из шагов к созданию единого европейского пространства безопасности на транспорте стала гармонизация системы ЭРА-ГЛОНАСС и eCall, европейской интегрированной автомобильной системы, предназначенной для оперативного информирования экстренных служб о ДТП.

По подсчетам специалистов, вызовы по системе eCall позволяют ежегодно спасать в Европе до 2,5 тыс. жизней и сократить на 15% количество серьезных травм.